Минимализм в веб-дизайне, или «Doing more with less»

А в TurboBlogе гостевой пост . В этот раз мы рады предложить вам материал, подготовленный Юлией Солнцевой — нашим внештатным автором. В своей первой статье для нашего блога Юля поделилась собственным видением минималистического веб-дизайна, а также подкрепила его убедительными примерами. Впрочем, лучше один раз увидеть, чем пару раз услышать об этом .

Сегодня на рынке коммерческого искусства все яснее прорисовывается стремление к минималистической форме подачи информации. И эта тенденция не есть что-то новое. Это логическое следствие развития и смены этапов в искусстве. Когда-то, в 60-х годах, минимализм впервые заявил о себе как отдельное направление искусства. Его появление — это протест, реакция на абсолютное торжество экспрессионизма в то время, а особенно, его утрированной формы — абстрактного экспрессионизма.
Современный мир переживает различные стадии развития интернет-технологий. Минула эра web 1.0 — вся совокупность того, чем был и того, из чего состоял интернет до появления web 2.0 технологий, участниками и непосредственными творцами которых мы все с вами и являемся.

С недавних пор исследователи развития интернет-технологий во главе с Jason McCabe Calacanis, лидером Netscape.com, пророчат нам наступление новой эры — web 3.0, специфику которой, кроме того, что интернет станет более ориентированным социально, они так и не смогли сформулировать.rnПонять возрастающую популярность минимализма, или как его еще называют — искусства ABC, в современном веб-дизайне невозможно, не рассмотрев специфику каждой стадии web-технологии и визуализировавшего ее дизайна.

Первому этапу развития дизайна в эре web 1.0. были свойственны:
  • броскость цветов, в основном из палитры web safe;
  • вездесущий желтый цвет;
  • неимоверно раздражающий контраст, например, белое на синем или красное на черном;
  • картинка вместо фона и, как результат, полная нечитабельность текста;
  • отсутствие четкой структуры модульной сетки, а в особо тяжелых случаях — и самой модульной сетки.
Вот как выглядели сайты знаменитых компаний в 90-х годах:




Дизайнеры знали и любили только один шрифт — Comic Sans.Но следует помнить, что дизайн развивался параллельно с интернет-технологиями. Дизайнерам негде и не у кого было учиться — они были первопроходцами.

Затем, на рубеже 90-х и 2000-х, развитие дизайна и графики привело к гонке креативности. Дизайнеры еще буквально пару лет назад старались всячески удержать внимание посетителя визуальными приманками, будь-то впечатляющий флеш или реалистичный 3D. Абстрактные формы и нестандартный интерфейс — все это, конечно же, привлекало внимание пользователя, но вместе с тем и отвлекало его от контента сайта, в связи с чем большинство сайтов не выполняло своей первостепенной функции — информирования. В итоге сегодня интернет  перенасыщен шаблонным креативом, что сделало множество сайтов однотипными.

Правду говорят: в наше время, чтобы отличаться, нужно быть простым. И минимализм в какой-то мере отвечает этим требованиям. Как и когда-то в живописи, минимализм сегодня в веб-дизайне — это попытка вытянуть контент из информационного шума, расставить акценты, сформировать четкую схему восприятия. Яркий дизайн способен удержать внимание посетителя, минималистический — направить его в нужное русло.

Основные принципы мышления в стиле минимал:
  • отказ от субъективности восприятия;
  • отказ от символизма и метафорических форм;
  • поразительная геометрическая четкость;
  • баланс контрастов;
  • нейтральные поверхности, мягкие текстуры.
Ленивый дизайнер или дизайнер-минималист? Как же распознать талант? Для формирования системы восприятия дизайнеры-минималисты используют определенные методы. О них — дальше.

Минимальное использование графики не должно означать ее отсутствие.
Упрощение графики до минимума — один из основных приемов минимализма, при этом минималистичная графика должна иметь свой стиль и смысловой посыл.


Неброский цвет фона, в основном — различные вариации сочетания черного и белого, или преимущественно светлые тона, которые создадут деловой стиль сайта и тем самым вызовут у пользователей ощущение доверия, надежности, стабильности, серьезности.Выделяйте важную информация цветом.

Четкость модульной сетки — это важно. Информация, которая имеет четкую структуру, легко воспринимается и запоминается.rnИспользование модульной сетки и направляющих не только облегчит структурирование всех элементов дизайна относительно друг друга, но и в значительной мере сохранит нервы верстальщику, который намного быстрее вычислит размеры всех элементов подложки.




Понятная пользователю навигация.
Навигация, упрощенная до минимума, ускорит процесс поиска информации и восприятия структуры сайта. Это один из элементарных способов быстро донести информацию до посетителя. Веб-дизайнеры часто прибегают к использованию простой навигации.

В прямом смысле слова — убрать все лишнее.Поменьше графики. Если вы решили использовать фотоматериалы, сделайте их наглядной иллюстрацией рода деятельности фирмы.

Палитра.Правильный подбор палитры очень важен для формирования необходимого восприятия информации. Минимализм — не синоним простоты и серости, или вовсе отсутствия цвета, минимализм это стиль подачи информации. Искусствоведы дают лишь стилистические советы, а все остальное — дело вкуса веб-дизайнера и предпочтений заказчика.


Упрощаем дизайн, выносим шрифт на первое место. Если текстовый контент для вас дело первостепенное, то шрифт для дизайна — «царь и бог». Экспериментируйте не только с видами шрифтов, но и с интервалами, цветом. Про шрифты следует отметить несколько занимательных фактов. Естественно, дизайнер, работая с шрифтами, хочет, чтобы его сайт выглядел оригинально. Но истина заключается в том, что у большинства пользователей, которым посчастливится посетить этот сайт, установлены лишь системные шрифты, и у 99% —  это шрифты системы Windows. Так что, эксперимент имеет свои логические ограничения, используйте нестандартные шрифты там, где это уместно: логотипы, надписи.





Сфера применения минимализма в веб-дизайнеКак по мне, минимализм, в принципе, не имеет ограничений по сфере своего применения. Но практика использования этого направления сложилась таким образом, что чаще всего
веб-дизайнеры применяют этот стиль при создании следующих сайтов:

сайт-визитка, портфолио:


корпоративный сайт:


Сдержанные цвета и отказ от рюшек, удобная навигация, четко структурированная информация и акцент на контент поспособствуют созданию делового стиля.

блог/ персональная страница:


В своей основе принципы оформления блога и персональной странички такие же, как и принципы оформления сайта. Но есть отличия, которые задает характер самой блогосферы: боковое меню, упрощенная навигация, основное место отводится тексту. Хорошим примером, который демонстрирует принципы оформления блогов, может выступить стиль сайта Facebook. Ничего не должно отвлекать пользователя от информации и общения:

Следует помнить, что при использовании минималистического стиля в дизайне также необходимо учитывать специфику шрифтов, цветовые решения и фирменный стиль компании в целом.

Конечно же, отношение к минимализму в веб-дизайне, как и к минимализму в искусстве, у разных людей может быть разным: от полного восторга до полного неприятия. Заказчику может не приглянуться новое актуальное видение художника, ему может показаться, что дизайнер попросту ничего не делал, но тот факт, что мода на минимализм только набирает обороты — остается фактом. Так, например, популярный стиль в архитектуре и дизайне интерьеров — хай-тек — во многом использует приемы минимализма:

Многие фотографы отдают предпочтение этому жанру фотографии, в особенности — ломографы. Использовать пустое пространство как основной атрибут для привлечения внимания — главный прием жанра:



И напоследок хотелось бы озвучить девиз дизайнеров-минималистов, который очень хорошо выражает суть минималистического направления в веб-дизайне — «Doing more with less».
  • 348
Рейтинг статьи: 4.75/5 оставило 4 человек.
Добавить комментарий