Антон Носик: «Стартап нельзя один раз придумать и всю жизнь доить»

  • Дата:22.05.2013
  • Автор:Татьяна Гаврилина

Антон Носик. Имя этого человека всегда на слуху. По крайней мере, о нем знают, его читают, его приглашают в качестве хэдлайнера на конференции околоайтишной тематики, к нему прислушиваются все, кто работает/просто зависает в интернете.

Глубоко личное наблюдение. Когда Носик вещает со сцены iForum\'а, а ты занимаешь один из стульев в зале и называешься заинтересованным слушателем, вдруг приходит понимание, какая пропасть между знаниями спикера и твоими. Такое впечатление, что он умышленно пытается упростить информацию, чтобы не напрягать лишний раз аудиторию. Более того, его речь на первый взгляд может казаться понятной, ты с самого начала готов внимать каждому его слову и пытаться сразу же влиться в эту информационную струю. Но спустя несколько минут логическая цепочка рушится по причине абстрагирования. Ты вроде отключаешься и вдруг прекращаешь понимать, о чем речь. Такое впечатление, что Антон Носик вещает для отдельных слушателей, людей в теме. Другими словами: кому надо, тот поймет. После подобных ситуаций невероятно интересно узнать об Антоне Носике больше и попытаться понять, как это ему удается — быть экспертом во множестве вопросов и не терять сноровки вот уже который год.

С подобным желанием подходишь к Антону Носику по окончании его доклада и теряешься. Задать бы толковый вопрос, но мысли сразу куда-то улетучиваются. А сверкать банальным «кто Ваш любимый блоггер?» или «о чем любите писать?» как-то стыдно. С другой стороны, говорить что-то в присутствии Носика все же приходится, а то, чего доброго, покажешься неадекватом с фотоаппаратом в руках.

Вот и завязывается разговор, по сути — ни о чем, зато с Носиком (!), с человеком, с которым перекинуться словечком желает чуть ли не каждый. В ходе общения ловишь себя на мысли, что вот так просто говорить с лидером мнений не так уж и страшно. Он к себе располагает. Другое дело, что ничего революционного тут не узнать. И ты начинаешь возлагать надежды на интервью. Так поступила и я. Но, скажу вам, взять интервью, еще не значит — разузнать нечто революционное. Интервью — это разве что попытка познакомиться с интересной личностью и намекнуть этому человеку на то, что его взгляды близки другим людям.

В общем, вашему вниманию мысли Антона Носика по поводу некоторых интересующих меня вопросов.

Политизация и интернет.
Вам не кажется, что современный Рунет несколько политизирован? Я имею в виду то, что многие темы, которые поднимаются пользователями в социальных сетях, в том числе в ЖЖ, так или иначе связаны с политикой. Почему так? Что есть политика для нашего человека? Политика для человека в любой стране есть часть жизни. В том, что она находит свое отражение в Интернете, нет никакой российской специфики. Скорее наоборот — в США, начиная еще с прошлого тысячелетия, Интернет оформился в такой инструмент политической борьбы, до которого Рунету еще далеко. Другой вопрос, что в России происходит некий процесс «выдавливания» в Интернет отдельных деятелей и движений, которым закрыта дорога в федеральный эфир.

Цензура и интернет.
Есть ли она? Применялась ли она по отношению к Вам? До каких масштабов она может дорасти и какие последствия иметь? Предварительная цензура в Интернете невозможна, а цензура по факту — неэффективна. Слово — не воробей. Когда некий текст опубликован в Сети, то даже его последующее удаление с адреса первоначальной публикации не может помешать тиражированию.

Тенденции и интернет.
Как выглядят современные тенденции в интернете и куда они  приведут? Опыт двух с лишним миллиардов жителей планеты доказывает: Интернетом может пользоваться абсолютно любой человек. Даже, извиняюсь, неграмотный, не говоря уже о лишенном технических навыков. Поэтому главный тренд на ближайшее десятилетие — повсеместное проникновение Интернета, его превращение в более популярный информационный канал, чем телевидение. Этот процесс подразумевает очень серьезный сдвиг в социально-демографическом составе пользователей и вызовет к жизни инструменты, которые сегодняшним пользователям Сети попросту не нужны.

Стартапы и интернет.
В чем отличие/схожесть между стартапами в интернете и другими сферами бизнеса? Как начинающему стартаперу бороться со страхом потерпеть неудачу? Нарисуйте, пожалуйста, психологический портрет успешного стартапера. Стартап, в отличие от любого традиционного нового бизнеса — это попытка создать нечто, чего прежде на рынке не существовало. Традиционный бизнес пытается воспроизводить чужие успешные модели, стартап предлагает свои. Неудачи являются совершенно неизбежной частью работы любого инноватора, их не нужно бояться, к ним нужно готовиться. Успешный стартапщик — тот, кто понимает, что любые его первоначальные задумки придется пересматривать на ходу, причем непрерывно, на протяжении всей истории развития бизнеса. Стартап нельзя один раз придумать и всю жизнь доить, его нужно постоянно переизобретать заново.

Угрозы и интернет.
Главной опасностью современного интернета все чаще называют государство. В чем именно проявляется повышенный интерес государства к интернету, на какие меры может пойти государство, чтобы установить более строгий контроль над интернет-бизнесом и как можно противостоять этой опасности? Государство — не самый эффективный из механизмов, созданных человечеством. В нормально развивающемся цивилизованном обществе роль государства в жизни любого отдельно взятого гражданина неуклонно снижается год от года. Всего каких-нибудь 100 или 200 лет назад государство обязательно контролировало, что человек читает, во что верит, какие ценности исповедует и проповедует. Сегодня функции государства в развитой стране сводятся к обслуживанию нужд общества за его же, общества, деньги. К сожалению, на значительной части постсоветского пространства чиновники, дорвавшиеся до власти, не готовы с этим мириться, они мечтают о постоянном повышении роли государства в жизни людей. Но глобализация не даст этим мечтам осуществиться в планетарном масштабе. Там, где государство будет пытаться усилить свою роль, будет наблюдаться утечка мозгов и торможение научно-технического прогресса, только и всего.

ЖЖ и интернет.
Каким глобальным задачам служит ЖЖ? Какие улучшения ждут Живой Журнал в ближайшем будущем? Чего не хватает ЖЖ сейчас? ЖЖ — это блогохостинговая платформа, которой сейчас не хватает usability, простоты и мобильности. Надеюсь, новое руководство холдинга, куда входит ЖЖ, осознает эту проблему.

SUP и интернет.
Сколько проектов у SUP на данный момент? Какими идеями/принципами/задачами руководствуется SUP при создании и развитии этих проектов? Я не работаю в SUP с ноября 2012 года, так что эти вопросы стоит задавать нынешнему руководству.

Вы были редактором известных и популярных СМИ (vesti.ru, gazeta.ru, lenta.ru и др.). Скажите, востребованное онлайн-СМИ — какое оно? Что надо сделать такого, чтобы сохранять к нему постоянный интерес пользователей? Контент какого характера ценится сейчас превыше всего и будет цениться в последующие несколько лет? Пользователь предъявляет спрос на самый разный контент, и самое важное в работе СМИ — осознать свою нишу. Десятки миллионов читателей Рунета очень интересуются, с кем спит Киркоров, кто из телезвезд с кем развелся и у кого с кем роман. Но Лента.Ру никогда об этом не писала и писать не собирается. Главный вопрос для редакции любого СМИ — не «на какой заголовок побольше кликов?», а «что мы можем рассказать читателю лучше других изданий?». На пути превращения Рунета в одну большую помойку с новостями из личной жизни звезд и олигархов сдохло не одно подававшее надежды издание. Важно найти свою нишу, и в ней совершенствоваться.

Благотворительность и интернет.
Вы — учредитель интернет-фонда «Помоги.Орг». Это Ваш единственный благотворительный проект или в планах создание еще чего-то подобного? Каких результатов уже удалось достигнуть в работе «Помоги.Орг»? Насколько действенна такая форма краудфандинга? За 8 лет существования фонд Помоги.Орг привлек от пользователей Интернета и распределил среди нескольких тысяч нуждающихся сумму около 10 миллионов долларов США. Очень важный успех состоит в том, что удачные наработки Фонда были усвоены и использованы в работе десятков других благотворительных организаций на всём постсоветском пространстве. Мне, конечно, хотелось бы, чтобы по модели Помоги.Орг создавались аналогичные проекты за пределами России, но для этого нужны локальные партнеры.

Как выглядит современная философия массовой культуры в интернете? Задайте этот вопрос философам массовой культуры в Интернете.

Хотелось бы узнать Ваше мнение по поводу обсуждаемой в этой заметке темы. В заметке сформулирована стратегия поведения, основанная на том, что начальник считает подчиненного глупее себя и выстраивает свою власть на эксплуатации чужой ограниченности. Такая стратегия действенна лишь в том случае, если ты сперва окружил себя недалекими дураками, которые ни на что другое не годятся, кроме того, чтобы их обманывать и ими манипулировать. Компанией, где главным ресурсом является интеллектуальный капитал сотрудников, с помощью таких методов управлять не получится.

Армия.
Расскажите о Вашей службе в армии: чем она Вам помогла, что дала/чего лишила? Я не так долго служил в армиях, чтобы успеть чего-нибудь лишиться. Скорей, это был некоторый ценный опыт жизни на природе, обращения с оружием, получения навыков жизни в суровых условиях.


Поблагодарим Антона Носика за уделенное нам время и ответы на озвученные вопросы. У вас есть дополнительные вопросы? Оставляйте их в комментариях. Вполне возможно, Антон Борисович обратит на них внимание [:)].