Как понять, пострадал ли сайт от «черного» SEO?

  • Дата:23.07.2012
  • Автор:Оксана Ведерникова

С тех пор как Google выпустил обновление Penguin, началась настоящая шумиха вокруг «черной» оптимизации. Во всех возникающих проблемах, а в особенности в проседании позиций сайта, винили новый алгоритм.

Вот, что по этому поводу говорит доктор Дж. Питер Мейерс, президент User Effect: «После выхода алгоритма Penguin к негативному SEO я отношусь так же, как и к инопланетянам. Чтобы проиллюстрировать это, я даже придумал картинку:

  • Я верю, что инопланетная жизнь по всей вероятности существует.
  • Я верю, что 99.9% людей, которые видели инопланетян, были пьяны.


Наверное, это прозвучит немного грубо, но в данном случае я имел в виду то, что пока «черная» оптимизация возможна, и я знаю несколько примеров, где она была действительно эффективной, обычно она не является единственной причиной падения рейтинга. Другими словами, большинство людей, которые полагают, что их сайты просели в позициях из-за негативного SEO, на самом деле не правы. «Черная» оптимизация не была главным источником всех бед».

Что же такое «черное» SEO? В широком смысле «черное» SEO означает нечто вредоносное, способное понизить сайт в рейтинге. Несколько месяцев назад Ранд Фишкин привел множество примеров негативной оптимизации и провел их общий анализ. В контексте алгоритма Penguin негативное SEO – это попытка ухудшить ссылочный профиль сайта. Имеется в виду то, что на веб-проект ссылается огромное количество ресурсов низкого качества, которые явно относятся к методам «черной» оптимизации. Если у вашего сайта есть проблемы с системой безопасности (например, имеют место DDoS или SQL-injection атаки), это может привести к таким отрицательным последствиям, как понижение рейтинга в поисковой выдаче, видоизменение контента или же добавление низкосортных исходящих ссылок.

Атаки, связанные со ссылками, представляют особую опасность. Если вы только начали удалять ссылки и бросили все свое время и деньги на борьбу с предполагаемой угрозой, убавьте свой пыл. Лучше растяните весь этот процесс на несколько месяцев.

Какие признаки? Скажем, вы проснулись однажды утром и вдруг обнаружили, что позиции веб-проекта заметно просели. Стоит ли сразу думать, что это происки ваших конкурентов? Все может быть, но для современного SEO будет лучше всего, если вы сделаете шаг назад и трезвым взглядом оцените проблему. Принятие неправильного решения может привести к катастрофическим последствиям. В лучшем случае вы только зря потратите свое время и силы.

Даже если ваши конкуренты и пытаются создать вам проблемы, это не означает, что именно они являются главным источником проблем. «Я встречал людей, практикующих «черное» SEO. Один из них нанял небольшую компанию, которая создавала копии клиентских сайтов. Эти копии размещались на промежуточном сервере в Индии. На них совсем нет ссылок, а все страницы, кроме главной, были заблокированы Robots.txt. Плохо ли это? Конечно, но не стоит брать во внимание только этот инцидент. Настоящая негативная оптимизация требует концентрации огромных усилий, а также большого опыта и знаний», — пишет доктор Питер Дж. Мейерс.

Когда кто-то действительно атакует ваш ссылочный профиль и при этом его атаки эффективны, вы увидите, как на вашем сайте начинают появляться низкокачественные ссылки с различных корневых доменов. Однако не стоит особо волноваться, если они располагаются в футере. Это не приведет к существенной потере позиций.

Любая агрессивная попытка устранения конкурентов методами «черного» SEO не требует много времени. Она выполняется буквально за считанные недели. Поэтому если вы видите интенсивное, ничем не объяснимое увеличение некачественной ссылочной массы, принимайте меры.

Питер Дж. Мейерс приводит список инструментов для просмотра ссылочного профиля вашего сайта (полезным будет использование хотя бы одного из них):
- Bing Webmaster Tools;
- Majestic SEO;
- Open Site Explorer;
- Google Webmaster Tools.

Новый Bing Link Explorer заменяет Yahoo! Но хотя данный инструмент и выглядит многообещающе, вам придется подписаться на все инструменты веб-мастера от Bing. Majestic SEO и Open Site Explorer позволяют получать историю ссылочной массы сайта. Имейте в виду, что количество ссылок может увеличиться по разным причинам. Поэтому обращайте внимание не только на количество, но и на качество ссылочной массы.

Даже если вы заметили всплеск вредоносных ссылок, не стоит паниковать. Их отрицательное влияние, как правило, носит временный характер. В большинстве случаев для «черного» SEO используют такие методы, как injecting-ссылки. Если их убрать, то и проблема устранится сама собой. Сделать это быстро удается далеко не всегда, зато Google хорошо различает такие атаки и обесценивает подобные ссылки.

Инопланетяне среди нас? «Около 70-80% моего рабочего времени занимает выслушивание жалоб, что на сайте непонятным образом появилось огромное количество ссылок. Немного покопавшись, я понимал, что это результат плохой оптимизации. При этом ее выполнила либо сама компания, которая занимается продвижением, либо кого-то из тех, с кем она сотрудничает. Если причина кроется в первом, тогда для вас хорошие новости — можно просто аннулировать эти ссылки или даже удалить их. В случае, когда вы наняли специальную компанию для наращивания ссылочной массы, нужно помнить: она должна предоставлять вам отчеты о проделанной работе. Если же вас просто кормят обещаниями, что все ссылки будут отслеживаться, без тени сомнения отказывайтесь от услуг этой фирмы. Как видите, все просто», — советует Питер Дж. Мейерс.

Можно ли избежать этого? Итак, что же делать, чтобы предотвратить наиболее популярные виды атак? Самая лучшая защита — это чистый и авторитетный ссылочный профиль. Google просматривает всю «начинку» сайта, а также историю ссылок. Если ваш интернет-проект — достаточно сильный и на нем размещены только высококачественные ссылки, его репутацию довольно сложно будет испортить краткосрочными атаками конкурентов. Самые уязвимые сайты — это новые интернет-ресурсы и проекты, на которых уже были размещены некачественные ссылки. Имея на сайте около 80% «плохих» ссылок, вашим конкурентам не составит особого труда навредить ему.

Вывод напрашивается сам собой — используйте только «белые» методы оптимизации. «Я не пытаюсь преуменьшить возможности негативного SEO. Он существует и действительно может нанести вред... Многие люди тратят слишком много времени и финансов на серое SEO. Однако даже после выхода алгоритма Penguin некоторые проблемы с оптимизацией сайтов можно устранить. Начните с того, чем вы можете самостоятельно управлять, и позаботьтесь о хорошей защите сайта. Это лучшее, что можно сделать для борьбы с конкурентами», — пишет Мейерс.

По материалам seomoz.org.

Мнения экспертов Интересно, что думают по поводу «черной» оптимизации отечественные seo-специалисты? Предлагаем узнать. Как защититься от «черного» SEO со стороны конкурентов? Как бороться с негативными последствиями использования «черного» SEO? Сергей Кокшаров SEO-специалист, консультант, автор блога devaka.ru.

«Черное SEO, прежде всего, подразумевает использование неодобряемых техник внутри самого сайта. Здесь важно лишь устранять и не допускать уязвимости движка и сервера, тщательно модерировать весь контент на сайте. Существует два сценария того, как конкуренты могут негативно повлиять на ваш ресурс:

  1. Могут «стучать» на вас, если вы вдруг что-то тщательно скрываете от пользователей, и это «что-то» хорошо видно конкурентам.
  2. Могут пробовать оперировать внешними факторами.

Исходя из этого, защититься можно следующим образом. Во-первых, не использовать запретных техник (скрывать часть контента или переадресовывать пользователя на другой, не связанный с основным, сайт), даже если вы уверены, что роботы их никогда не найдут. Судя по практике, некоторые конкуренты очень любят копаться в коде и скриптах, искать любые зацепки, чтобы найти уязвимость или пожаловаться на ваш сайт поисковикам. Во-вторых, бояться ссылочных атак не стоит. Если вы не ссылаетесь сами на линкаторы или сателлиты, то максимальное число негативных ссылок на ваш сайт просто не будут учитываться. Также в ближайшее время в панели Google для веб-мастеров, по словам Мэтта Каттса, появится возможность управлять работой тех или иных ссылок (грубо говоря, отключать их). Вместо того чтобы бояться черного SEO со стороны конкурентов, лучше сконцентрируйтесь на хороших делах для своих посетителей (клиентов)».

Александр Тимохов SEO-специалист в компании TurboSeo.

«Нужно делать хорошие, естественные сайты, полезные для людей (как бы банально это ни звучало). Наверное, главным фактором здесь будет возраст сайта, его регулярное обновление, наполнение свежим контентом. Большое количество качественных ссылок с тематические ресурсов и блогов помогут остаться на плаву после прогона по плохим ресурсам.

Как бороться с негативными последствиями использования «черного» SEO? Все зависит от ситуации. Одно дело, если с вашего сайта разворовали контент, и другое дело, если ваш сайт прогнали по плохим ресурсам. В первом случае нужно постараться связаться с владельцами сайтов, на которых разместили ваш контент, и предупредить их о том, что вы являетесь владельцем данного контента. Необходимо также настроить rel=canonical. Во втором случае, если вы точно уверены, что ваш сайт потерял позиции из-за прогона по плохим ресурсам, скорее всего, придется делать редирект на новый, чистый домен. В случаях переоптимизации страниц сайта — лечение происходит всегда индивидуально».

Алексей Терехов Известный SEO-блоггер, автор блога terehoff.com.

«Как защититься от «черного» SEO со стороны конкурентов?
От их действий можно защититься, только если вы с ними не конкурируете, а развиваете рынок вместе, то есть являетесь партнерами или можете так называться. Например, мы с вами можем называться партнерами, так как толком не конкурируем, а я надеюсь и верю, развиваем рынок.

Как бороться с негативными последствиями использования «черного» SEO?
Сначала проанализировать, что произошло, и понять, что с этим можно сделать. А потом, на основе этого информационного повода, если он, конечно, правдивый и реальный, можно хорошо выстрелить, ибо не одним поиском мы получаем клиентов из интернета».

У вас другое мнение относительно того, как противостоять «черному» SEO? Или наоборот, Вы согласны с экспертами? Рады будем увидеть ваши комментарии .