Семейный бизнес: когда семья – самый надежный партнер.
- Дата:04.09.2012
- Автор:Татьяна Гаврилина
А знаете ли вы, что компания BMW – яркий пример семейного бизнеса? Немецкий автогигант Bayerische Motoren Werke появился на свет в 1913 году как производитель авиационных двигателей. И лишь в 1929 году мир увидел первый автомобиль под названием Dixi. С тех пор и до сегодня компании BMW удалось вырасти до гигантских масштабов, а ее автомобили успели стать символом престижа. А все благодаря упорным стараниям семейства Квандт – основателям и продолжателям фамильной традиции.
Семейный бизнес – привычное явление не только в мире автомобилестроения, но и в других отраслях. Особо широко семейные фирмы представлены в малом и среднем бизнесе. Как правило, это сфера сельского хозяйства, туристических услуг, розничной торговли. Во многих развитых странах мира представлены крупные холдинги и корпорации семейного типа. Здесь нет места гонке за прибылью. Конечная цель – дань традиции, работа во имя предков-основателей компании и стремление к процветанию семейного бизнеса.
Можно подумать, что семейный бизнес по умолчанию обречен на успех. А почему бы и нет? Ведь рядом – близкие, которые в любую минуту помогут, поддержат и подскажут. Казалось бы, идеальный план! На самом деле нужно понимать, насколько доверительные отношения между членами семьи, насколько ответственные родственники подключаются к семейному бизнесу, кто за что будет отвечать и др.
В организации семейного бизнеса есть как свои плюсы, так и минусы. Предлагаю начать с первого.
Партнером по бизнесу может стать самый близкий человек, на которого можно полностью положиться без малейших опасений.
В бизнесе все держится на доверии. А, как известно, доверие между членами одной семьи крепче, чем между друзьями-компаньонами.
К общему делу привлекаются дети, а потому есть возможность развивать их способности еще с раннего возраста, обучать посильной работе, прививать любовь к общему делу и деньгам, которые заработаны своим же трудом.
На первых порах, пока бизнес окрепнет, родственники могут поработать и бесплатно. Главное правильно мотивировать семью: общий труд пойдет во благо всей компании и скоро воплотиться в реальную, постоянно растущую прибыль.
Семейный бизнес позволит сохранить секреты производства в пределах ограниченного круга людей.
Общее дело может стать стимулом к единению семьи, более тесным и доверительным отношениям.
Есть шанс проверить ответственность родственников, доверив им важную часть работы.
Семейный бизнес – это гарантия того, что каждое новое поколение не останется без работы.
А теперь к минусам.
Общий бизнес – значит, один источник финансов. В случае краха бизнес-затеи семья останется без денег.
Тяжело разграничивать семейные отношения и деловые.
Есть риск лишиться денег из-за безответственных родственников.
Часто новыми участниками бизнеса становятся родственники, которых приходится нанимать на работу не из-за их способностей, а потому, что «так надо, мы же родственники».
Переломный момент – второе поколение, то есть – наследники основателей. Очень часто семейные фирмы уже в третьем поколении прекращают свое существование.
Семейный бизнес в примерах.
Вначале мы говорили о немецкой компании BMW. Следует сказать, что в отношении семейного бизнеса Германии вообще радует. Возьмем, к примеру, семейство Verpoorten. Они – изобретатели яичного ликера, рецепт которого уже более 130 лет держится в строжайшей тайне. Говорят, глава семейства не изменяет желтым галстукам и уверенно держит бизнес в пределах семьи, вопреки постоянно растущей конкуренции и соблазну продать компанию.
Еще одно немецкое семейство – основатели компании Dallmayr, специализирующейся на продаже кофе. Свое начало компания берет еще из XVIII века, когда она была поставщиком 16-ти королевских дворов. На сегодняшний день оборот компании составляет 400 млн евро в год и она по-прежнему закупает кофе, выращенное на лучших плантациях Эфиопии.
Немецкая компания ALDI Group – самая крупная сеть супермаркетов в Германии и других стран Европы. Основатели – семья Альбрехт.
Tengelmann Group – еще один пример семейного бизнеса, основала который семья Хауб. Сегодня Tengelmann Group – это крупная торговая сеть, куда входят супермаркеты, магазины одежды, аптеки. Эта компания первой в Германии построила магазин в американском стиле.
Otto Group – компания-первопроходец в сфере отправки заказов по почте. У семьи Отто изначально хорошо получилось торговать продовольственными товарами через интернет, что спустя время вылилось в лидерство ниши и прибыль 15 млрд. долларов.
От Германии к Швеции
Среди европейских стран Швеция отличается самым большим количеством семейных предприятий, практически 60% работоспособного населения занято в семейном бизнесе.
Tetra Laval – крупнейший в Швеции производитель асептической упаковки для продуктов питания. Во главе компании – Биргит Раузинг, которая унаследовала это право от мужа. Вместе с матерью компанией руководят также трое ее детей.
Концерн IKEA – тоже семейный бизнес. В основе развития компании – целая философия, завещанная отцом троим сыновьям. Все – от директора до грузчика – обращаются друг к другу на «ты», здесь не приемлют строгую форму одежды и совсем не привыкли почивать на лаврах (разве что одну минуту после того, как были подведены итоги уходящего года).
Обратимся к другим странам.
Итальянский дом моды Missoni тоже семейный бизнес. Он берет свое начало с конца 40-х г.г. и на сегодняшний день обладает весьма высоким статусом в модном мире.
В США семейная пара Брайан и Лиза Шугар показали личным примером, как можно и нужно использовать свою фамилию в качестве бренда. «Сладкие» начали с ресурса для женщин www.sugarinc.com. Здесь есть все, что может интересовать современную женщину: мода, красота, путешествия, карьера. Со временем паре удалось запустить более 15 сайтов, посвященных различным тематикам (BellaSugar, YumSugar, GeekSugar и др.), и, таким образом, в разы увеличить свой доход.
Возможно, кто-то не знает, но бразды правления компанией LG Group принадлежат семье Ко из Южной Кореи. Их компания считается одним из крупнейших южно-корейских конгломератов.
Их соотечественники – семья Ли – владельцы и основатели компании Samsung Group. На данный момент это самое крупное семейное предприятие в Южной Корее.
На Востоке – в Китае и Японии – очень щепетильно относятся к бизнес-партнерам. Ими могут стать только свои люди, а не кто попало. Считается, что родные более близко к сердцу принимают интересы семейного бизнеса, а потому – эффективнее работают.
Согласитесь, все эти примеры – более чем вдохновляющие. Если ничего грандиозного вы пока не можете предложить этому миру, можно начать с малого. Впрочем, никто с глобального и не стартует. Глобальная цель – это как путеводная звезда, без которой руки опускаются, и исчезает блеск из глаз. Итак, вы программист? Ваша жена – копирайтер, журналист, в общем – умеет писать? Вашему тандему в самую пору создать сайт. Даже неважно, какой – интернет-магазин, лавка советов, блог – главное, чтобы он был полезен читателям. Программист отвечает за саму структуру сайта, копирайтер – за его наполнение.
Создание веб-сайта – вообще, дело первой важности. Допустим, жена непревзойденный кулинар, или – мастер по маникюру, или – художница. Почему бы не помочь ей и не сделать сайт-визитку? Очень часто все начинается именно с сайта.
Юрист и пекарь могли бы объединить силы вокруг создания булочной. Юрист – подкован в юридических аспектах бизнеса, пекарь отлично знает, что предложить покупателям.
Что касается реальных отечественных примеров семейного бизнеса, то таковых еще очень мало. В основном – это малый и средний бизнес. Корпораций и крупных семейных компаний практически нет. Но ведь это вовсе не значит, что не стоит и думать о своем семейном бизнесе. Стоит, а еще следует учесть некоторые рекомендации, которые, конечно, не решат основных задач бизнеса, но помогут упорядочить мысли по этому поводу и настроиться на нужный лад.
Изначально необходимо установить строгие правила, с которыми все должны согласиться или наоборот – воспротивиться, что поможет прийти к консенсусу.
Финансовые вопросы следует доверять кровным родственникам, а не тем, кто пришел в семью по браку (невестка, зять).
Прежде чем начать свое дело, важно поработать на кого-то в этой же сфере. Неплохо бы также накопить полезные связи и установить побольше выгодных знакомств. Это позволит чувствовать себя в бизнесе как в своей тарелке.
Очень важно не навязывать своим детям необходимость вести этот бизнес. У детей своя точка зрения, и при правильном воспитании и подачи важности фамильного бизнеса они разделят участь родителей, став достойными наследниками.
Работа – это хорошо, ну, а отдых – тоже важен. Выделяйте время на отдых и обязательно используйте его с умом – переработка и полное истощение организма ни к чему хорошему не приведут.
Всегда своевременно и в полном размере выплачивайте зарплату. Работа должна вознаграждаться.
Не переносите деловые отношения на личное пространство. И наоборот: оставьте личные обиды и невзгоды в доме, а на работе занимайтесь бизнесом.
Не поленитесь периодически обращаться за советом к независимым консультантам или другим предпринимателям, возможно, вашим давним знакомым. Взгляд на ситуацию извне является чем-то свежим и новым.
Если вы не передумали создавать семейный бизнес – дерзайте. Кто знает, может ваша семья продолжит список самых успешных фамильных предприятий. А почему бы и нет?