Интервью с Юрием Ветровым.

  • Дата:06.07.2012
  • Автор:Алексей Петренко

Сегодня в гостях у ТурбоБлога Юрий Ветров – руководитель отдела проектирования и дизайна интерфейсов в Mail.Ru. Этот парень знает все о мобильных приложениях и сайтах, интранет- и интернет-системах, веб-приложениях и веб-сервисах. Мы попросили Юрия раскрыть некоторые свои профессиональные секреты и поделиться своими впечатлениями о работе в Mail.Ru.

Юра, начну с главного: попасть в команду Mail.Ru сложно? У нас есть несколько подразделений, у каждого свои задачи и текущие потребности. Где-то команды только формируются, где-то уже полностью собраны. Поэтому и требования к людям разные. В моей команде мы смотрим на три вещи: портфолио и опыт решения похожих задач, тестовое задание и подходит ли дизайнер нам по духу. Если с этим все хорошо – попасть к нам легко . Но по факту эти три качества не всегда сочетаются.

С чего начиналась твоя профессиональная карьера? Слышал, что ты начинал с фриланса. Это так? Что стало рывком для изучения юзабилити? Почему и когда ты стал проектировать интерфейсы? В университете и до него я делал сайты целиком – рисовал, верстал, программировал на PHP. Так что, можно сказать, что фрилансил, хотя без регулярных продаж. В 2003 году с однокурсником запустили небольшое агентство, где попытались продавать интерфейсные услуги, но на тот момент в Минске это было не востребовано. Зато на этих экспериментальных проектах я сильно заинтересовался работой с интерфейсами и набил руку. Дальше я пошел по обычному наемному карьерному пути, пока не решил еще раз попробовать запустить собственное агентство.

Что самое сложное в проектировании интерфейса под мобильное устройство? Понимать дух платформы и официальные гайдлайны так, чтобы соблюдать их там, где необходимо, и отходить от них, когда есть лучшие решения. Сделать приложение привычным и похожим по взаимодействию на остальные, но при этом – уникальным.

Какие проекты тебе запомнились больше всего и почему? Запоминаются большие и сложные задачи, которые требуют тонны усилий и мотивации на протяжении долгого периода времени, изучения новых предметных областей или методик работы и широко обсуждаются после выхода. Это система управления проектами EPAM PMC, деловой портал BFM.ru, гайдлайн по унификации мобильных приложений для одного из телекомов, работа над новой главной страницей Mail.Ru и очень много текущих задач, которые анонсируются в течение года.

Ты был руководителем UI Modeling Company. Как руководящая должность повлияла на твою профессиональную карьеру? Есть много возможностей и много ответственности. Первые позволяют тебе очень сильно развиваться в профессиональном плане, вторые учат продумывать поступки далеко вперед и отвечать за все, что делаешь ты и твои коллеги. Ну, и умение справляться с адским потоком разнородных задач, идущих одновременно. Есть мало мест, где можно прокачать этот скилл.

Как ты подбираешь команду для конкретного проекта? Есть определенные критерии? Внутри нашей интерфейсной команды есть специалисты, занимающиеся конкретными продуктами. Критерии определяются сутью продукта и его задач. Например, для большого веба у нас обычная связка проектировщик-дизайнер, для мобильных – такого разделения нет, дизайнер делает все сам.

Когда ты перешел в команду Mail.Ru, с какими сложностями и тонкостями работы тебе пришлось столкнуться? Проектировать интерфейсы стало сложнее? Заказные услуги и работа внутри продукта сильно отличаются. В первом случае есть поток проектов, для работы с которым нужен более-менее универсальный процесс проектирования, который масштабируется на разные типы задач. Мы подключаемся на каком-то из этапов работ, после завершения проекта мало участвуем в его жизни. В продуктовой компании все по-другому – на тебе, как на участнике команды, лежит ответственность за продукт, и ты должен отвечать за интерфейсные решения, которые ты предлагал, предлагаешь и будешь предлагать дальше. И хотя при этом нет такого давления сроков, как в заказной работе, требования к качеству сильно выше – нужно учитывать уйму деталей, нюансов, технических и политических ограничений. И для того чтобы дизайн пошел в жизнь, бывают нужны десятки итераций. Уменьшать количество этих итераций при сохранении качества – это самая сложная задача.

Как ты относишься к быстрым темпам развития мобильных технологий? Не мешает ли это твоей работе? Отношусь отлично, если речь не про Android . У нас появляется масса новых возможностей, всегда есть интересные задачи и происходит что-то новое. Но скорость развития Android настолько неравномерна, что, скорее, умножает хаос, а не помогает – нужно поддерживать огромное количество не всегда хороших устройств, что возвращает нас к «проблеме IE6». Хотя именно эта платформа является главным двигателем в распространении современных смартфонов.

С какими платформами сталкивался чаще всего, в чем ключевая особенность проектирования под них? Мы делаем приложения почти для всех более-менее распространенных или перспективных в России платформ – Android, Bada, iOS, J2ME, MeeGo, Symbian, Windows Phone 7, Windows 8. Большинство платформ более-менее похожи между собой и используют интерфейсную модель iPhone, так что перенос приложений между ними не очень сложен. А вот при проектировании для WP7 часто нужно пересматривать логику приложения, поскольку у Metro-интерфейсов другая идеология.

Юра, а можешь подробнее рассказать, что такое Metro-интерфейсы, для чего они и как с ними работать? С анонсом Windows 8 в прошлом году стало понятно, что интерфейсная парадигма Metro станет одной из ключевых – этот подход начал использовался в Windows Phone, Windows 8, Xbox 360 и в интерактивном столе MS Surface (теперь PixelSense), а это сотни миллионов устройств. Я почти полтора года хожу с телефонами на WP7, и платформа мне дико нравится. Причем не только визуально, но и своей интерфейсной идеологией – максимальная информативность, связанность приложений на уровне платформы, минимизация количества переходов (часто даже не нужно запускать приложения). Т.е. телефон становится не просто разрозненным набором предустановленных и загруженных пользователем утилит, а комплексным помощником. WP7 младше своих основных конкурентов, поэтому у нее еще есть детские болезни, но с выходом восьмой версии они должны исчезнуть.

Для проектировщика и дизайнера важно помнить, что это другая идеология. Она непривычна, но проработана в деталях и отлично выполняет основные и второстепенные сценарии использования. При работе над WP7 не получится просто переставить меню приложения снизу вверх, как часто бывает при адаптации дизайна от iPhone к Android. Кроме того, общий минимализм Metro подталкивает избавляться от ненужного функционала и интерфейсных элементов – а это одна из главных задач проектировщика и дизайнера, на которого давят менеджеры. Мы много работаем с Windows Phone и Windows 8, так что успели накопить хороший опыт и понимание этих платформ.

Считаешь ли ты, что существующие сайты, к примеру, интернет-магазины, должны переходить на мобильные платформы? Считаю, что существующие сайты должны, в первую очередь, идти за своим клиентом, а какие платформы он использует – это уже второй вопрос.

Какие тренды актуальны в этом году? Идет в массы адаптивный дизайн, делается все, чтобы в ближайшие годы в компьютерах массово появилось управление жестами а-ля Kinect, интерфейс Metro становится одной из ключевых парадигм.

Дай прогноз на следующий год. Будет понятна успешность Windows 8, которая ломает уйму старых традиций и совмещает планшет с компьютером. Сейчас к платформе много вопросов, в первую очередь речь идет о судьбе десктопа. Причем это самая популярная ОС в мире. Так что в следующем году мы узнаем, куда пойдут PC.

Ты написал в своем блоге, что около года провел во многих городах СНГ, в том числе и в Харькове. Чем тебе запомнился наш город, какие эмоции остались? Мне тогда было 3 года, так что запомнилось только то, что в городе всегда было зелено и солнечно . Помню, что жил на улице Шекспира.

Случается так, что рутинная работа поглощает? В чем ты находишь отдушину в таком случае? В работе всегда чередуются периоды интересной активности и рутины, это есть всегда и везде. Любая сложная задача требует массы усилий, часть из которых – рутина. Я четко представляю себе результат, это помогает мне двигаться к нему, не обращая внимания на текущий скучный этап проекта. Ну, и важно постоянно развивать свои компетенции, всегда есть чему поучиться и куда стремиться, часто в рутинной работе можно приобрести полезные навыки.

Скажи, какую цель ты преследуешь по жизни? Что дальше? Хочу заниматься продуктами на стыке пользовательских интерфейсов и классической эргономики. Сейчас есть огромная масса интересных устройств – от планшетов и смартфонов до бортовых компьютеров автомобилей и сложной бытовой техники. Развиваться хочу в эту сторону.

Дай несколько полезных советов новичкам в UX? Учиться у опытных дизайнеров и проектировщиков, учиться на реальных проектах. Практика – единственный способ стать действительно хорошим специалистом. Если для этого требуется поработать стажером, поделать задешево проекты для друзей или другие возможности поработать без достойной оплаты (а без квалификации ее никто не предложит) – нужно потерпеть. И я сам, и многие из знакомых мне хороших специалистов прошли через это и в итоге не прогадали – это инвестиция в карьеру и она дает отличный выхлоп. Ситуация осложняется тем, что далеко не все берут стажеров, поскольку это требует большого количества ресурсов на его развитие без гарантий того, что все получится. Но это еще один важный навык – суметь пробиться.


Юрий Ветров о дизайн-мышлении

WUD2011: Юрий Ветров – Design Thinking. Тренинг от Stanford d.School для Mail.Ru Group.



Юрий Ветров о конференции Usability Week Amsterdam 2012
Каждую последнюю среду месяца внутри компании Mail.Ru проходит мини-конференция UX-среда. Мероприятие посвящено вопросам «опыта взаимодействия», дизайна и проектирования интерфейсов. Онлайн-трансляция UX-среды – здесь.

С хайрезами иллюстраций можно ознакомиться на www.dribbble.com.