Интервью с Ярославом Трофимовым

  • Дата:17.08.2011
  • Автор:Команда TurboSeo

Ярослав специалист по метамаркетингу и брендингу, бизнес-консультант. Директор компании inspire metamarketing. Один из самых эпатажных и неординарных маркетологов. Автор книги «Брендинг и идентификация настоящего и будущего». Постоянный автор статей для бизнес-прессы, эксперт по вопросам маркетинга и брендинга. Один из авторов теории о комплексной идентификации брендов, автор уникальной методологии разработки брендов. Фотограф, музыкант, писатель. 


Спасибо большое, что согласились дать нам интервью. Итак, первый вопрос. 

Ярослав, расскажите, как произошло Ваше становление как профессионала?

Оно еще не произошло. Боюсь, что этот факт случится окончательно только после моей кончины.:)

А если серьезно, в нашей отрасли нельзя останавливаться в развитии ни на минуту. Поэтому – движение.

Есть хорошая пословица: "Никто тебе не друг, никто тебе не враг, но каждый тебе учитель".

Главный источник новых знаний – коммуникация, общение, умение высказывать свои мысли, слушать ответы и возражения, быть открытым к новому, но не забывать о том, к какому результату стремишься.


Скажите, ещё в университете Вы связывали свою дальнейшую деятельность и карьеру с текущей специальностью?

В университете я уже работал по специальностям рекламный и полиграфический дизайн, веб-дизайн и программирование десктопных приложений. К маркетингу я пришел где-то на пятом курсе... Несмотря на то что я учился на очном отделении и получил диплом с отличием, я умудрялся работать то на постоянных работах на второй смене, то на фрилансе.


А что Вас подтолкнуло к тому, что Вы начали заниматься маркетингом?

Естественный процесс развития. Моя личная цепочка навыков (в порядке их приобретения): программирование – оформление интерфейсов (не проектирование) – рекламный дизайн – верстка журналов – журналистика – коммерческий дизайн – создание рекламы – создание торговых марок – разработка рекламных кампаний – разработка маркетинговых мероприятий – создание брендов – проектирование интерфейсов – создание новых продуктов и услуг – бизнес-консалтинг. Посмотрим, что будет дальше.:)

Есть одна тоскливая правда про меня.


Тоскливая правда?

На самом деле я просто не очень счастливый человек, который, в отсутствие личной жизни и при наличии очень завышенной личной ответственности, просто работает 7 дней в неделю по 12-14 часов в сутки... Согласитесь, при этом рост навыков происходит быстрее, чем у тех, кто работает 5 дней в неделю по 8 часов и всеми мыслями совсем даже не на работе...

Проще говоря, я гламурный ботаник :))) Ну, был раньше так точно...


А сейчас кем Вы себя видите? :)

Человеком, у которого есть цель, но нет мечты.


Говорят, что первый бизнес, как первая любовь – запоминается навсегда. Расскажите, каким был Ваш первый бизнес? Что сподвигло Вас начать своё дело?

inspire – мой первый бизнес. :) Я очень лоялен к нему.

Начать свое дело меня сподвигла любовь к Елене Ч. Выпендриться хотелось перед дамой. На визитке "креативный директор" написать.


Какой бы Вы дали совет тем людям, которые хотят начать свой бизнес, но не решаются?

Бросить эту дурацкую затею немедленно. Нерешительным в бизнесе не место. Одни убытки будут.

Или решительно принять решение: быть решительным отныне и навсегда.

Да и вообще. Весь этот "романтический флер" вокруг частного предпринимательства... Яхты, тачки, телки, СВОБОООДА!!!

Собственный бизнес на своих деньгах – это рабство. Собственный бизнес на деньгах инвесторов – это не собственный бизнес и двойное рабство.

Свобода в наемном труде или фрилансе.

В собственном деле – большие цели, осознанные необходимости и понимание того, что когда-нибудь у тебя все получится, и лет после 50 ты будешь свободен, и твоя империя будет работать на тебя.
Тоже заблуждение, кстати.


То есть свободен не будешь никогда? Зачем тогда начинать своё дело?

Ради того, чтобы изменить мир. Ради того, чтобы созидать. У бизнеса должна быть идея, иначе он не будет приносить значимых прибылей. Исключение – воровство.


Какова идея у Вашего бизнеса?

"Создавать новое, приближать будущее, строить общество информации". Это если глобально.

"Построить маркетинговый рынок в нашей стране, чтобы нас поштучно не скупили мировые агентства. Украина – как сильный игрок на мировом рынке брендинга и маркетинга". Это если в близкой перспективе.


Спасибо:) Вопрос по поводу Вашей обучающей деятельности. Публичные выступления для Вас достаточно частое событие. Откуда Вы черпаете вдохновение, берёте новые актуальные темы, как готовитесь?

Вдохновение черпаю у слушателей.

Темы у меня есть всегда. Часто мне подсказывают идеи для исследований различные хорошие люди. 

Вопрос "где берутся темы" имеет очень простой ответ: я занимаюсь постоянными систематическими исследованиями в области маркетинга. Выступления – лишь часть этого процесса, видимая вершина айсберга.

Готовлюсь, как и все в нашей индустрии: ночью или утром перед выступлением. :)Это возможно благодаря описанному выше. Даже если вы разбудите меня глубокой ночью, я легко смогу прочитать вам новую лекцию, которую еще никто не слышал. Только буду очень зол и буду налегать на кофе.

Стараюсь не выступать более 2х раз по одной и той же презентации. Даже если картинки у меня одни и те же, рассказываю я каждый раз что-то новое.


А где Вы планируете выступать в ближайшем будущем? Какими докладами порадуете слушателей?

Буду выступать на OdessaCamp на этих выходных. Управление информационным резонансом, сухая практика. На конференции HiBrand-Волга (в 5 городах России) осенью. На REX-е в Киеве. На "Белом Квадрате" в Минске. В плане выступлений есть мероприятия на год вперед, плюс постоянно поступают новые интересные предложения. Вот сегодня одни комедианты предлагали мне заплатить 1600 гривен за возможность прочитать полуторачасовую лекцию в Одессе "перед аудиторией из потенциальных клиентов"... Долго смеялся... Такое только одесситы могут отчебучить. Как в том анекдоте старом: "Может с них еще и за вход брать?"...

Кроме того, мы готовим к запуску авторский учебный курс от inspire metamarketing. 85 часов лекционных и практических занятий. Скоро разместим анонс. Можно будет посещать как "вживую" в Одессе, так и посредством технологии вебинаров.


Планируете ли Вы посетить с докладом  Харьков в ближайшем будущем?:)

Был бы рад принять участие в ReMarketing-е. Но, так как я сам не напрашиваюсь, дело за организаторами.


Было бы здорово! Вы охотно делитесь своими знаниями и умениями. Но это, я так понимаю, на платной основе. А какими знаниями Вы готовы поделиться безвозмездно?

Я делюсь знаниями на любой основе. Как на платной, так и на бесплатной. Знания – не злато, в сундук не спрячешь.


Скажите, кого Вы считаете своими основными конкурентами?

Не считаю, что на нашем рынке может быть конкуренция. Только партнерство. Квалифицированных маркетинговых и брендинговых агентств в стране меньше, чем заказчиков. Намного меньше, кстати.

"Конкуренция" маркетинговых и брендинговых компаний разрушает рынок. И помогает плодиться и множиться шарлатанам, которые демпингуют только благодаря тому, что у них из всего спектра брендинговых услуг есть только само название "брендинг". А клиент чаще всего недостаточно образован, чтобы на этапе заключения договора понять разницу. И вот клиент заключил договор, внес аванс, промучался с полгодика, получил под видом бренда логотипчик и поток сознания младшего копирайтера, по совместительству секретаря, попытался это внедрить, потерял миллионы и всем рассказывает что брендинг – это развод для лохов. И это не единичный случай... 

Бороться с этим можно только одним способом: профессионалы должны дружить и объединяться, а не конкурировать.


В одном из своих интервью Вы сказали, что маркетинговая отрасль постоянно изменяется. Как Вам удаётся держаться в курсе, быстро адаптироваться к новым условиям?

Ответ будет банальным. Я тоже постоянно изменяюсь и развиваюсь. И компания наша также. Я подбираю сотрудников, которым интересно расти, а не стоять на месте и тщательно отслеживаю все тенденции отрасли.


Подобрать таких сотрудников сложная задача?

Почти нерешаемая... Но я очень стараюсь :)


Вы в свои 29 лет добились уже многого. В чём секрет успеха? Поделитесь...дайте совет!

Делюсь секретом, даю 24 совета: 


Последуем всем 24-ём! 

Что еще могу посоветовать? 
а) действуйте осмысленно и переосмысливайте сделанное;
б) не принимайте инстинкты как постулаты веры;
в) если вы не понимаете, как добились даже малого успеха, что лежало в его основе (а вы не понимаете) – анализируйте;
г) учитесь на чужих ошибках, но не бойтесь совершать свои;
д) стремитесь "быть, а не казаться";
е) окружайте себя людьми, которые умнее и мудрее вас, а не теми, кто будет лишь вами восхищаться;
ж) никогда не прекращайте учиться;
з) поверьте в то, что нет ничего невозможного, и приучите себя добиваться результата;


Советы действительно мудрые и ценные... Вы очень энергичный творческий человек, полный идей и задумок. Как Вам удаётся совмещать творчество музыкальной группы, работу и личную жизнь?

Плохо удается.


Чем-то приходится жертвовать?

Делами группы я занимаюсь несколько недель в году. Возможно, в дальнейшем получится больше.

А личная жизнь пока не сложилась так, как я ее вижу для себя. На самом деле я семьянин и однолюб. Хочется найти Женщину,  с которой захочется создать семью и воспитывать детей.

Причем не примерить давно существующее у меня желание на какого-нибудь подходящего человека, а именно встретить ту самую... 

В общем, романтизм неизлечимый...


Так это же прекрасно... Сейчас у мужчин зачастую совсем другие взгляды на семью и женщин!

Сейчас, зачастую, ни мужчин, ни женщин... Один средний пол... И это угнетает.


Пара вопросов относительно интернет-маркетинга. Как Вы прокомментируете популярность социальных сетей как инструмента брендинга и продвижения бизнеса? Обоснованна ли их популярность? Или же это раздуто "специалистами по соц.сетям"?

Популярность социальных сетей – это верх непонимания природы феномена.

Мне глубоко претят все эти "инструментальные подходы". Мол, социальные сети – это очень перспективный канал, в нем нужно общаться, нужно странички создавать, дружить со всеми... Ерунда это все.

Фраза "ваш бренд обязан быть представлен в социальных сетях" сродни фразе "у вашего бренда должен быть сайт"... Далеко не во всех случаях это правда.

Социальные сети – это вестник начала новой эры, эпохи антропоцентризма в маркетинге.

Настоящие "социальные сети" основаны на социальной значимости коммуникаций для участников. Со спамом и "добавлением в группы" это никак не связано. С веселыми постингами и конкурсами на страничках в фейсбуке – тоже. Большинство современных коммуникаций брендов в социальных сетях лишены социальной ценности, они не создают социального капитала для реципиентов, это тупиковый путь.

Об этом я детально рассказываю в своей серии семинаров, посвященных управлению информационным резонансом. Надеюсь, скоро смогу выпустить книгу на эту тему.

Кстати, рекомендую прочитать вот эту статью: http://metamarketing.com.ua/knowledge/articles/social_links/


Вообще, насколько перспективен интернет-маркетинг? Каково его будущее?

Будущее интернет-маркетинга сомнительно, равно как и будущее интернета. Эта концепция вымирает. Скорее будет развиваться то, что сегодня является интеллигентными методами работы в социальных сетях. Интернет – не канал, интернет – это способ доступа к информации. Причем не самый удобный. Сегодня многие специалисты приходят к тому, что социальные сети заменяют собой весь остальной интернет. И это, в целом, правильный вектор мышления. Человечество движется к информационному обществу. При этом определяющей является ценность информации, ее релевантность, востребованность и доступность. А не ее количество.


Возвращаясь к вопросу об интернет маркетинге, хотела бы ещё спросить, каково Ваше мнение, как интегрировать оффлайн и онлайн маркетинг?

Онлайн и оффлайн маркетинг не нужно интегрировать. Нужно просто один раз понять, что никакого «оффлайн» или «онлайн»-маркетинга не существует. Обращаясь к людям, мы ждем от них определенных реакций. Все. Канал не имеет значения. Методики работы не меняются. Цели не меняются.

Я разработал такую схемку на замену всем известной AIDA (Awareness-Interest-Desire-Action), называется KIAB (Знание-Впечатление-Действие-Поведение). Она более универсальна для Outernet-проектов.


Расскажите поподробнее о Вашей разработанной схеме KIAB?

Разрабатывая проект, мы ставим цель сформировать у потребителей:
1) Знание. Какие знания должен почерпнуть потребитель из нашей коммуникации? Что должен открыть для себя? Т.е. какова ценная информация, которую потребитель зафиксирует?

2) Впечатление. Информация в сознании людей не сохраняется. Она или выветривается, или создает впечатление. Эмоциональный тип информации, отличающийся сильным потенциалом (положительным либо отрицательным). Какое впечатление должна вызвать наша коммуникация. Как это впечатление связано с тем, что мы продвигаем?

3) Действие. На какое нужное нам действие мотивирует созданное впечатление? Достаточно ли самого впечатления для мотивации действия, либо нужно усилить мотивацию дополнительными инструментами?

4) Поведение. В результате, действие должно стать регулярным и создать новый тип поведения. Какого поведения мы ждем от получателей коммуникации на данном этапе?


Интересный подход! Спасибо Вам за то, что уделили время, за интереснейший диалог! Желаем Вам вдохновения, оптимизма, массу идей и новых целей!