Интервью с Романом Катеринчиком

  • Дата:29.04.2011
  • Автор:Команда TurboSeo

- Здравствуйте, Роман! Спасибо, что согласились на встречу. Итак, начнем!
Расскажите, при каких обстоятельствах 5 лет назад родился ArtJoker? Кто его «крестные родители»?

- Это было в 2006 году. Нам с другом, с которым мы общались с детства, очень захотелось чем-то заняться. Но темы, которые нам попадались, были стандартные. К счастью, у нас уже были определённые навыки создания сайтов: мы пробовали этим заниматься давным-давно, когда еще учились в школе, когда в этой сфере было ещё чистое поле. Наше преимущество было в том, что я умел делать сайты, собирать их и программировать, а друг находил клиентов. Вот так мы и начали. Со временем, клиент за клиентом, один за другим, мы поняли, что это может перерасти в какое-то дело, и начали заниматься этим основательно. Т.е., можно сказать – дело родилось спонтанно, просто с большого желания что-то делать, но делать полезное дело и заработать в итоге денег. Вот и всё.


- Интересный логотип выбран для компании, расскажите о нем.

- Раньше был вообще другой логотип. Он был больше в сторону АРТА. Но в сфере создания сайтов «Артов» сейчас очень много. Нынешний логотип родился позже. В 2009 году произошла определённая реструктуризация нашей организации, и у нас появилась необходимость придумать что-то новое. Как известно, логотип должен отображать сущность компании, он должен быть пропитан какой-то мыслью и т. д. Но реализовать это на практике очень сложно – в основном все крутилось вокруг каких-то пальчиков, ручек, глобусов, в общем, все ассоциации довольно банальны. И в один прекрасный момент, после того как мы где-то месяц подбирали совершенно разные варианты, родилась мысль написать просто слово, и, поскольку это был новый этап в жизни ArtJoker, он как раз ознаменовался новым логотипом, новой надписью. В принципе эта надпись была сделана, как только мы стали на новый уровень.


- Какой проект стал для Вас самым ярким, самым запоминающимся, и вообще – есть ли такой?

- Ну, таких проектов, я думаю, ещё не было. Я считаю, что они ещё впереди. Что касается яркости и запоминаемости, то есть какие-то проекты, которые помогали нам учиться и выходить на качественно новый уровень, потому что, когда делаешь одинаковые проекты один за другим, это быстро надоедает, и ты сливаешься с массой. Но я отчётливо представляю для себя несколько проектов, которые мы брали с чистого листа, пытались придумать какую-то новую фишку. Что касается самого интересного. Самые интересные проекты мы делаем сейчас и будем делать дальше. Что-либо выделить я не могу. Тем более сейчас всё очень переменчиво, и постоянно происходит что-то новое. В общем, мы стараемся и думаем.


- Какие подводные камни существуют на современном интернет-рынке веб-разработки, и как Ваша команда их преодолевает?

- Подводные камни. Хм… Сначала у нас были сложности с тем, что клиенты не очень разбирались в данном вопросе. Грубо говоря, при каждой встрече мы тратили львиную долю времени на то, чтобы объяснить, зачем это вообще надо, зачем нужен сайт, что он может дать и т. д. Со многими клиентами, с которыми мы раньше работали, возникают сейчас различные ситуации. К примеру, мы им делали сайт четыре года назад, а они сейчас звонят и говорят: «4 года назад вы нам сайт делали, а сейчас мы хотим его обновить, немного переделать, начать им заниматься». Раньше была проблема с тем, чтобы объяснить, донести знания. Сейчас время изменилось, и рассказывать, объяснять, для чего нужен сайт, не надо. Сегодня для клиентов существует очень много подводных камней. Потому что рынок насыщен некачественным предложением, и, к сожалению, очень часто, практически в 80% случаев, к нам приходят клиенты, которые уже обожглись и хотят начать все с чистого листа. Они верят или не верят, всё зависит от степени обожжёности.  Бывают люди, которые приходят и говорят: «Мы хотим работать с профессионалами, говорите, что надо делать, сделайте хорошо, наставьте нас, направьте в нужное русло». А бывают люди с лёгким испугом, и нам приходится их успокаивать, проводить психологическую работу, показывать примеры наших кейсов, показывать удачные сайты. В общем, находить подход. Подводный камень, я считаю, в вебе; это большое количество плохого предложения, на которое соглашаются клиенты. Поскольку для любого бизнеса разумно и правильно экономить, или хотя бы рационализировать расходы. Но на первом этапе сложно определить качество услуги, особенно, если человек не понимает, сколько эта услуга может стоить. А считается всё очень просто. Например, вам предлагают сайт за 300 долларов, срок разработки, к примеру, 20-30 дней, в разработке участвуют 4 человека. Имея эти данные, можно представить или просто посчитать на бумаге, сколько стоит час времени человека, который будет разрабатывать сайт. Если час времени стоит столько, сколько у сторожа, то, наверное, эта работа будет некачественна. Другой уровень работы стоит других денег. Что касается подводных камней для бизнеса, для студии, то всё упирается в людей. Мы очень много внимания уделяем именно проработке кадрового вопроса. Те люди, которые с нами работают – это наша семья, мы очень трепетно ко всем относимся. В принципе, у нас в большинстве случаев по прошествии года или полутора лет сотрудник ориентируется не только в своей узкой специальности. Вот, например, дизайнер не только дизайн рисует, он понимает и особенности сайтостроения с точки зрения  того, как нарисовать таким образом, чтобы потом смогли запрограммировать. Или, например, верстальщик понимает, как сделать так свою работу, чтобы всё на 100% соответствовало макету, чтобы менеджеру было проще донести, показать клиенту. У нас основной момент – это кадровый вопрос. К сожалению, из вузов люди не приходят полностью подготовленные, в 99% случаев мы учим заново или хотя бы используем базу, пытаемся её развить, какие-то изюминки найти и направить человека в какое-то  направление. Т.е с подводными камнями мы боремся командно. У нас за это время выработались определённые правила. Мы не любим работать с фрилансерами.  Мы стараемся адекватно оценивать работу, которую нам предстоит сделать. У нас есть взаимозаменяемость.


- Что Вы любите в своей в работе больше всего?

- Сложно сказать… Для меня, как для руководителя, работа  - это некий синтез, коктейль. Я участвую во всех вопросах, которые касаются жизнедеятельности и новых контактов с клиентами, а также поддержания текущих клиентов, каким-то образом участвую в ведении проектов. Мне нравится в моей работе то, что у меня нет цикличности. Т.е каждый проект это как новая история. Сегодня мы делаем сайт для хлебозавода, завтра к нам обращается новостной ресурс, который планирует транслировать новости на всю Европу для русскоязычной аудитории, послезавтра обращается клиент, которому надо продавать  услуги за рубежом и т. д. Каждый сайт – это новая история, решение какой-то новой задачи. Мне нравится, что эти задачи всегда разные и в ближайшем будущем не предвидится, чтобы была какая-то цикличность. Мне нравится то, что всё меняется, нравится общаться с людьми, – это и сложно, и крайне интересно, потому что ты постоянно коммуницируешь и ищешь психологические решения. В основном любой конфликт или новый контракт – это психологическое испытание для менеджера, который это продаёт, так как надо найти подход к клиенту, надо его услышать, предложить ему именно то, что он хочет, и здесь, конечно, опыт, который был получен нами, играет очень большую роль.


- Расскажите о корпоративной культуре в ArtJoker. Есть ли в ней определенные элементы, которые Вам нравятся больше всего?

- Я уже говорил, что корпоративная культура у нас только зарождается. Всё-таки 5 лет для компании, которая строится с нуля  без каких-то вливаний из вне, и которая с каждым шагом поднимается на новую ступеньку, это очень мало. Поэтому корпоративная культура зарождается. У нас есть правила, которыми мы руководствуемся в отношении друг друга, у нас постоянно проводятся мероприятия для поддержания командного духа – тимбилдинг. Мы общаемся, у нас здоровая атмосфера, т.е., как правило, конфликтов у нас нет. А если конфликты и возникают, то мы пытаемся решать их коллективно, т. е. мы не можем работать в условиях какого то недопонимания. Что касается корпоративной культуры в глазах клиентов, заказчиков, с которыми мы работаем, то мы стараемся быть максимально открытыми и честными с людьми, с которыми работаем. Когда мы видим, что решение, которое видит заказчик, не будет эффективным, то мы говорим об этом. Но если он настаивает, то скорее мы откажемся от работы, чем сделаем некачественно, сделаем то, что нам не нравится и что не сможет нас порадовать.


- Интенсивная и плодотворная работа, безусловно, требует много энергии. Как Вы ее восполняете?

- В принципе, я – энергичный человек, я целиком и полностью озабочен, озадачен, захвачен тем, чем я занимаюсь, в последние 3-4 года это моя жизнь – с того момента, как я начал этим заниматься. Иногда это бывает сложно, потому что ты можешь лежать, пытаться уснуть, а тебе придет в голову какая-то мысль по поводу того, как что-то улучшить, какое-то решение задачи найти. Что касается восполнения энергии, то мы много занимаемся спортом, у нас почти каждый день какое-то мероприятие. А вообще сейчас такой возраст. Когда же быть энергичным, как не в этом возрасте! Мы занимаемся спортом, бегаем, прыгаем. Я занимаюсь уже очень давно боксом, он мне помогает сбрасывать пси-энергию, которая у меня накапливается за время общения с людьми. После тренировки я выхожу полностью умиротворённым, в гармонии с собой и окружающим миром. А вообще, по опыту, если заниматься спортом постоянно и стабильно, то работоспособность и продуктивность повышается в разы. Даже не смотря на то, что прийдется уйти с работы на час раньше. Зато ты просыпаешься бодрый утром, летишь, порхаешь, и, в общем-то, веселеешь. Поэтому я всем советую здоровый образ жизни и спорт.


- О чем Вы мечтали в детстве? Воплотили ли в реальность какую-то свою детскую мечту, будучи уже взрослым?

- Сложно, конечно, сказать. Если говорить о профессии – кем я хотел стать, то…хотел стать бизнесменом, смотрел на родителей, на отца своего, смотрел, как он борется, работает, старается и так далее. В общем, я хотел иметь какое-то своё дело. Нельзя сказать, что эта мечта не сбылась, но есть к чему стремиться. А вообще надо, чтобы «хочу» было на полшажка впереди, чем «могу», тогда есть стимул, тогда хочется двигаться вперёд. А когда ты можешь себе позволить всё, что ты хочешь, теряется огонь в глазах.


- И самое интересное: что ждать от Вашей команды к следующему юбилею – к 10-летию?

- Сложно сказать…На самом деле мы хотим превратиться в совершенно стабильную, серьёзную IT-компанию по украинским меркам. Сейчас в Харькове есть значительное количество IT-компаний, которые занимаются оффшорным программированием, которые насчитывают большой штат, о которых ходят легенды, какие они хорошие, какие они богатые, и как у них всё хорошо. Вот чего-то такого и мы хотим добиться. Мы хотим открыть для себя новые горизонты в плане продуктов, которые мы производим, т.е. сейчас мы целиком и полностью сосредоточены на веб-разработке, и в сторону отходить не хотим, потому что видим, что за этим будущее, что можно двигаться вперёд. А что касается дальнейшего, мы просто хотим решать задачи всё сложнее и сложнее. И через пять лет мы видим себя солидными игроками рынка,  на которых будут смотреть с уважением. Но не менее энергичной командой, не менее весёлой, потому что через 5 лет мы будем еще молоды, но к тому моменту мы уже успеем чего-то добиться… Я вижу нас молодыми и дерзкими.


- Спасибо огромное за интересный диалог. Мы желаем Вам интересных проектов, благодарных клиентов и творческого вдохновения! 

- И Вам спасибо за интересные вопросы!