Если ваш сотрудник – IT-шник.

  • Дата:31.01.2012
  • Автор:Татьяна Гаврилина

Когда-то вам пришлось пережить кучу собеседований, прежде чем в один прекрасный день вам не подфартило оказаться в нужном месте, в нужное время. Теперь же настал тот момент, когда именно вы решаете чью-то судьбу – вам предстоит провести собеседование. И тут нужно хорошенько постараться, чтобы в итоге все было комильфо!

IT-специалисты: кто они?
Персонал IT-компании – это не совсем обычные сотрудники. Здесь имеем дело с системными администраторами, программистами, верстальщиками, дизайнерами и другими неординарными личностями. Их еще называют «бойцами невидимого фронта»: мало кто их видел, но многие догадываются, что они есть. Более того, айтишников расценивают как отдельную субкультуру со своими правилами, традициями и суевериями. Так как по долгу службы им приходится почти постоянно просиживать в Интернете, можно подумать, что они неразговорчивы, замкнуты и вообще боятся людей.

На самом деле это не так. Они любят и умеют общаться! Но зачастую ограничиваются ICQ, Skype и другими электронными средствами коммуникации. А значит, искать специалистов данного профиля нужно там же – в сети. Как вариант, можно поспрашивать и среди знакомых: возможно, вам повезло, и кто-то из IT-специалистов как раз вышел в оффлайн:
Допустим, вы определились с тем, где искать сотрудников. Теперь нужно понять, как отбирать соискателей на вакантную должность.
Во-первых, укажите в объявлении конкретные требования к кандидатам: образование, профессиональные навыки, опыт работы, знание оргтехники и умение с ней обращаться (что особо важно).

Во-вторых, очень важно сразу же прописать зарплату. В противном случае ваш телефон будет разрываться от уточняющих звонков, а услышав непривлекательную сумму, человек просто бросит трубку, даже не дослушав вас до конца. Таковы реалии. Если резюме пришло мало, значит, что-то в вашем объявлении не так, чему-то люди не доверяют.

На короткой ноге с айтишником
Настал ответственный день – день собеседования. Как уже говорилось выше, айтишники – народ специфический. Особенно – их лексикон. Представьте, что ваш собеседник активно оперирует незнакомыми для вас словами: прога, бэкап, актуализация данных, админка, CMSка… На мгновенье вам покажется, что вы – во вражеском лагере. Чтобы чувствовать себя уверенно и не подорвать собственную репутацию, заранее организуйте для себя небольшой ликбез. Если вас все же застали врасплох, не подавайте виду. Уверенно задавайте уточняющие вопросы и попросите собеседника постепенно переходить на человеческий язык:

Боремся с застенчивостью
Нередки ситуации, когда кандидат на должность программиста (копирайтера, веб-дизайнера и др.) нервно ерзает на стуле, изучает пол в офисе, вроде как незаметно пожевывает анкету… Диагноз: смущение и растерянность. Но вам-то известно, что этот человек – чрезвычайно талантливый и опытный специалист. Ваша задача – помочь ему раскрыться. Удивите его, обратите его внимание на что-то необычное, напугайте, в конце концов. Можете и вообще озадачить – спросите, что он больше любит: водку или виски? Он улыбнулся? Хорошо. А теперь коснитесь вопроса ЗП и назовите сумму, чуть меньшую, чем та, что указана в объявлении. Соискатель заметно огорчился? Он желает получать больше? Стоит задуматься, а не убежит ли от вас этот кадр при первой же возможности?

Если вам так и не удалось «раскачать» скромного гения, не тратьте время попусту. Назначайте ему повторное собеседование на другой день, но теперь уже с руководителем.

Осторожно: работает программист!
Когда вы окончательно определились с будущим сотрудником, самое время «взращивать» талант. Но будьте осторожны – это же айтишники, к ним нужен особый подход.

Наблюдения за IT-специалистами показали, что они:

  • Неприхотливы к офисным условиям работы.
  • Умеют сопереживать другим.
  • Спокойно воспринимают «странности и необычности» сотрудников, которых не всегда понимает весь коллектив.
  • Любят решать сложные задачи.
  • Не очень коммуникабельны.


Кроме того, любую критику айтишники воспринимают близко к сердцу. Поэтому хвалить их нужно почаще. А если у кого-то из программистов вдруг проявились лидерские качества, немедленно развивайте их и способствуйте профессиональному росту этого работника.

А теперь то, что может вспугнуть таланта и навсегда отбить у него желание трудиться на благо вашей компании:

  • Необоснованная критика. Есть претензии – спокойно озвучьте их.
  • Предвзятое и неуважительное отношение. Впрочем, этот пункт уместен по отношению к любой профессии.
  • Выполнение работы, не связанной с IT: ремонт офисного телефона, монтаж жалюзи в кабинете бухгалтера и т.п.
  • Частая смена задач, незапланированный переход от одного проекта к другому.
  • Полный контроль за работой. Помните: творческие люди не любят, когда посягают на свободу их действий.


В настоящее время сфера информационных технологий стремительно развивается, открывая перед айтишниками широкие возможности:
Как показывает практика, при поиске работы IT-специалисты ориентируются не только на заработную плату. Их интересует также возможность карьерного роста и получения дополнительного обучения, репутация компании-работодателя, серьезность и содержательность проектов. Чтобы удовлетворить постоянно растущие амбиции специалистов и сохранить ценного кадра, работодатель должен инвестировать деньги в его рост и развитие.