Мобильная SEO-стратегия. Советы Алейды Солис.

  • Дата:29.08.2012
  • Автор:Оксана Ведерникова

Современный уровень техники открывает перед нами широкие возможности для общения, бизнеса и поиска информации. Чтобы узнать местонахождение ближайшей гостиницы или пообщаться с друзьями в социальных сетях, достаточно просто зайти в Интернет на своем мобильном. Количество людей, использующих iPhone, планшеты и смартфоны на базе Android постоянно растет. Поэтому сегодня актуальным является вопрос оптимизации сайтов под мобильные устройства. Как правильно это сделать?

Вот несколько советов от Алейды Солис, ведущего SEO-консультанта и маркетолога, в свежем выпуске Whiteboard Friday на SEOmoz:

Перевод-транскрипция выступления:

«Здравствуйте фанаты SEOmoz. Меня зовут Алейда Солис, @aleyda в Twitter. Рада сегодня быть с вами и хочу предложить вашему вниманию четыре совета касательно мобильной SEO-стратегии, так как эта тема сегодня волнует многих. Цель моего выступления – ответить на некоторые вопросы, которые могут возникнуть в начале процесса оптимизации мобильной версии сайта.

1. Первый вопрос: сколько пользователей заходит на ресурс, каким образом они нашли его, как оптимизировать сайт и добиться желаемой посещаемости?
Используйте Google Analytics.

Зайдите в раздел для пользователей мобильных устройств. Там вы найдете информацию об операционной системе, провайдере, типе КПК и браузере, которым пользуется посетитель. Кроме того, в Google Analytics можно настроить целевую аудиторию, посмотреть посещаемость, определить количество конверсии, узнать, какие страницы наиболее популярны у пользователей и по каким ключевым словам они на них переходят. Все это поможет вам лучше понять поведение пользователей и определить, какая информация на сайте наиболее полезна для них. Возможно, поначалу сайт будет непривлекательным для посетителей, поэтому на первых порах важно определить все недостатки и принять необходимые меры, чтобы ресурс стал максимально удобным для пользователей мобильных устройств.

Еще один полезный инструмент – Google Webmaster Tools.

В нем есть фильтр, с помощью которого можно просмотреть ключевые слова, которые чаще всего вводят пользователи мобильных устройств, а также наиболее популярные веб-страницы. Также можно узнать, как будет выглядеть сайт в мобильной поисковой выдаче. И наконец, еще один полезный инструмент – Google Keyword Tool. В нем есть специальные настройки, позволяющие получать информацию о мобильном поиске и проверять, насколько она совпадает с уже имеющимся трафиком по предлагаемым товарам и услугам. К примеру, вы можете увидеть, что полученные данные о посещаемости далеки от желаемого значения. Следовательно, необходимо уделять больше внимания развитию сайта в данном направлении. В частности, нужно понять особенности поведения посетителей, а именно, какой тип пользователей заходит на ресурс со смартфона.

2. Теперь перейдем к следующему вопросу: как выглядит сайт на экране мобильного телефона?

Всем известно, что посетители мобильных версий сайтов – это, как правило, пользователи смартфонов марки iPhonе, BlackBerry и т.д. Как выглядит веб-сайт на экране подобных устройств? Узнать это можно при помощи некоторых инструментов. К примеру, Screenfly – очень полезное веб-приложение, позволяющее увидеть, как выглядит интернет-ресурс на экранах смартфонов, планшетов, мобильных телефонов. Кроме того, в Google Master Tools есть свойство Fetch as Googlebot. Выполнив в нем определенные настройки для смартфонов, вы увидите, как на самом деле поисковый бот видит программный код сайта и какие данные он получает с него. Это позволит избежать редиректов, возникающих в начале оптимизации.

Также можно использовать дополнительные приложения и опции Firefox. К примеру, попробуйте переключить мобильный телефон или смартфон на клиентское приложение User Agent. Таким образом, вы увидите, насколько хорошо сайт адаптирован под мобильные устройства и нужно ли его улучшать. Однако даже после этого вы можете столкнуться с некоторыми сложностями, например, как определить категорию пользователей и тип смартфона.

3. Итак, следующий вопрос: как лучше оптимизировать мобильную версию сайта?
Благодаря аналитике появилась масса возможностей для оптимизации мобильных веб-ресурсов. Даже если сайт непривлекателен для пользователей мобильных устройств, не обязательно переделывать его с нуля. Достаточно определиться, какая из стратегий продвижения будет лучше в конкретном случае. В первую очередь, нужно сделать сайт адаптивным (это наиболее популярная рекомендация от Google). В идеале пользователи мобильных устройств и пользователи персональных компьютеров должны видеть аналогичный контент. Есть несколько способов добиться этого. К примеру, хорошие CMS или другие средства для разработки сайтов позволяют без проблем адаптировать интернет-ресурс. Однако стоит отметить, что не всегда возможно что-то изменить на сайте (например, используется негибкая CMS, или вы только недавно создали мобильную версию сайта). В этом случае есть вероятность возникновения проблем с адаптацией интернет-ресурса. Тогда необходимо оптимизировать сайт под мобильные устройства.

Даже заранее определив базовые элементы сайта для пользователей КПК, не всегда можно одинаково хорошо адаптировать ресурс под экран коммуникатора и монитор ПК. Поэтому перед тем как приступить к выполнению обсуждаемых ранее рекомендаций, стоит рассмотреть вариант использования динамических ссылок с одного URL-а. Помните, что большинство пользователей мобильных устройств вводят в поисковую строку локальные запросы. Определить перечень таких запросов можно при помощи Google Analytics или других подобных инструментов.

Контент мобильной версии сайта не обязательно должен быть таким же, каким его видят пользователи ПК. Можно сделать посетителям различные выгодные предложения, разместить информацию о скидках и возможности посетить ближайший магазин. Словом, будьте альтернативны.

Если у вас нет возможности выполнить все озвученные ранее рекомендации, используйте динамические ссылки. Дело в том, что клиентские приложения вместо одной версии сайта могут показать другую. Это означает, что имея мобильную версию сайта, ее контент будет показываться по одному и тому же URL, что и обычный ресурс. Поэтому лучше всего перенаправить трафик на веб-проект, размещенный на субдомене «m». Таким образом, мобильная версия сайта не будет показываться по тому же урлу, что и ресурс для десктопов. Используйте альтернативный тег rel=«alternate» или канонический тег rel=«canonical», тогда у вас не будет проблем с дублированным контентом. Конечно же, это тоже не самый оптимальный вариант, так как боту Google придется потратить больше времени и усилий на обработку контента, а вам придется приложить немало усилий для продвижения подобных ресурсов.

4. Четвертый вопрос: как Google определит, что это мобильная версия сайта?
Если у интернет-ресурса нет мобильной версии, то пользователи смартфонов или планшетов увидят то же, что и пользователи ПК. Однако лучше всего, если мобильная версия сайта будет располагаться на субдомене «m» (например, m.sitesname.com). В этом случае необходимо создать мобильную карту сайта и загрузить ее через Google Webmaster Tools. Конечно же, ссылки – это хороший способ связать версии ресурса с различными URL-ами. Однако использование динамического сервера для одинаковых урлов не всегда эффективно. Робот Google не сможет определить, что где-то спрятана еще одна версия веб-сайта. Однако такое перенаправление нельзя считать клоакингом, так как и поисковому боту, и пользователям мобильных устройств показывается аналогичная информация. Поэтому важно убедиться, что все настройки выполнены правильно. При помощи Google master tools нужно обязательно проверить, как видит мобильную версию сайта бот Google и действительно ли он обрабатывает тот программный код, который вам нужен. Это самый сложный момент, который может возникнуть при разработке мобильной SEO-стратегии.

Надеюсь, что мои советы окажутся полезными для вас и мой доклад будет актуален. Проверьте и убедитесь, что вам есть смысл создать мобильную версию вашего сайта. Спасибо за предоставленную возможность выразить свое мнение».