Правильная структура коммерческого сайта для продвижения в поисковых системах

  • Дата:02.10.2018
  • Автор:Yuliya B.

Структура коммерческого сайта

Интересовались ли Вы, как именно осуществляется взаимодействие пользователей интернета с сайтами? Каким образом посетителю сайта удаётся найти те данные, которые он приходит искать? Рассмотрим, как создать структуру сайта правильно, какие возможны при этом ошибки, как они исправляются.

Что такое структура сайта, как она влияет на SEO

Эта структура является взаимосвязью разных элементов сайта между собой (его страниц). Оптимальный вариант для коммерческого сайта, прежде всего онлайн-магазина - структура, основой которой является иерархия (с соблюдением принципа "от большего к меньшему": разделы → категории → подкатегории → товары).

Поисковики много раз делали намёки насчёт того, что структура веб-сайта имеет значение и для пользователя, и для самой поисковой системы.

Что такое структура сайта, как она влияет на SEO

Причины важности структуры сайта

Значение для юзабилити

Веб-структура оказывает влияние на опыт пользователей. Сайт должен иметь интуитивно понятные структуру и навигацию. От простоты достижения пользователем необходимой цели напрямую зависят его шансы что-либо купить с помощью сайта.

Значение для SEO

  1. Сегодня очень велика роль поведенческих факторов при ранжировании. Проведённое пользователем на ресурсе время и глубина совершённого им просмотра являются показателями, улучшение которых возможно благодаря правильному продумыванию структуры. При этом не предлагается прятать от посетителей те страницы, которые им нужны. Наиболее вероятно, что данный способ приведёт к повышению количества отказов вместо увеличения глубины просмотра.
  2. Индексация страниц - простота и логичность структуры повышает шансы на то, что страница будет замечена поисковым роботом.
  3. Понимание веб-сайта поисковиками: благодаря структурированию ресурса можно выяснить, где именно следует искать контент, представляющий наибольшую ценность. Посредством структуры возможно определить, сумеет ли поисковик понять, каково содержание сайта и что именно продают на нём.
  4. Благодаря продуманности структуры удаётся предотвратить ошибки, которые имеют значение для ранжирования (такие как смысловые дубли и полные дубли).
  5. Отображение в результатах выдачи поиска: с помощью правильного структурирования удаётся обеспечить увеличенное количество ссылок, которые идут с Вашего ресурса при выдаче.

дополнительные ссылки 2018

Стадии создания структуры сайта

Рассмотрим каждый этап создания структуры сайта, в качестве примера взяв онлайн-магазин.

1. Мозговой штурм

Необходимо собрать все данные о тех товарах, которые будут предлагаться на этом сайте.

К примеру, в случае, когда на сайте продаётся посуда:

  • Виды посуды по назначению: кухонная, столовая и др.
  • Виды посуды по материалу изготовления: фарфоровая, металлическая, стеклянная.
  • Имеются ли в ассортименте посудные изделия для HoReCa?
  • Какие виды товаров имеются в качестве дополнительных: детская посуда, аксессуары для кухни.

Мозговой штурм

Создание полного перечня товаров и распределение данного списка по группам позволяют не упустить категории товара, имеющие важное значение.

2. Анализ лидеров в нишах

Анализировать необходимо именно лидеров, но почему не своих непосредственных конкурентов? Нередко подобные сайты имеют более обширный ассортимент, потому и более подробную структуру.

Наибольшего внимания требуют фильтры, применяемые на лидирующих сайтах.

фильтры на сайтах

На данной стадии создания структуры удаётся получить новые веб-страницы для категорий, другую группировку товаров, имеющихся на сайте, и фильтры для их последующей реализации на ресурсе.

группировка товара на сайте

3. Сбор семантического ядра, кластеризация ключевиков

Это самая важная стадия разработки структуры.

На этом этапе достигаются следующие цели:

  • определение упущенных категорий и подкатегорий;
  • определение страниц, которые планируется реализовать для посетителей сайта и для его продвижения;
  • кластеризация ключевых слов и словосочетаний с целью оптимизировать посадочные страницы.

1) Выявление упущенных категорий

Собрав семантическое ядро, удаётся получить ясное видение всего забытого во время мозгового штурма и не реализованного лидерами данной тематики.

Предыдущие стадии работ позволяют получить предварительно маркерные запросы, используемые для сбора облака запросов.

Это возможно выполнить и вручную, с использованием Яндекс.Вордстат, и с помощью KeyCollector.

Выявить упущенные категории/подкатегории

2) Определение страниц для поисковиков и пользователей

Собрав семантическое ядро и частоты ключевых запросов, можно столкнуться с ситуацией, когда отсутствуют такие запросы для запланированных веб-страниц (которые были выделены на 1-м и 2-м этапах). К примеру, Вы имеете «квадратные тарелки» различных цветов.

Учитывая собранную семантику, можно увидеть, что с целью продвижения создаются страницы для посадки, предназначенные для тарелок чёрного, белого и зелёного цветов.

Определить страницы для пользователей и поисковых систем

Что же делать, когда на сайте имеются такие изделия ещё жёлтого, красного и коричневого цветов? Нужно создавать посадочные страницы.

Имеется 2 варианта их реализации:

  1. Оставить всё в текущем состоянии, после чего происходит индексация этих страниц (хотя они не дают трафик из органики).
  2. Закрыть веб-страницы от индексации (это наиболее актуально для крупных веб-сайтов, поскольку позволяет сохранить краулинговый бюджет).

3) Кластеризация ключевиков

С помощью группирования ключевиков в ТОПе есть возможность исключить проблемы, которые может создать неправильная оптимизация страниц для посадки в будущем.

Поисковые запросы могут кластеризироваться при помощи сервиса Just-Magic (он является платным, однако предоставляет дополнительные опции) либо Coolakov (это бесплатный сервис).

Значение кластеризации:

1. Позволяет избежать создания страниц одного сайта, конкурирующих друг с другом в результатах поисковой выдачи. К примеру, учитывая группировку, однотипные запросы могут продвигаться на единой странице.

Более логичным является разделение их на одноразовые веб-страницы для посадки, однако поисковику виднее.

Также не нужно создавать одну веб-страницу для «приборов из мельхиора», ожидая, что будет происходить её ранжирование и она будет давать трафик по каждому запросу, в который входит «мельхиор».

2. Даёт возможность получить страницы для посадки, предназначенные для тегов, а также фильтров.

После завершения кластеризации с применением инструментов, а также добивания вручную, иногда остаются группы, включающие один-два запроса. В этом случае частота подобных запросов минимальна. Недопустима недооценка значения низкочастотных запросов. Чтобы привлечь трафик из органики, используя данные запросы, могут создаваться теги, а также новые фильтры.

Нельзя придавать 100%-е значение кластеризатору. В случае, когда кластеризатор по какой-либо причине выполнил разделение однотипных запросов, необходимо выполнить:

  • анализ поведения инструмента ручным способом (просмотр документов, входящих в ТОП-10);
  • при отсутствии очевидных различий - избежать создания двух страниц с одинаковым содержанием.

4. Прорисовка структуры и настройка навигации

1. Иерархическая взаимосвязь веб-страниц

Предыдущие этапы предполагают формирование некоторой иерархии элементов сайта.

Иерархическая связь между страницами

Имеются существенные моменты, которые необходимо учитывать:

  1. Требуется, чтобы иерархия была логичной, интуитивно понятной как пользователям, так и поисковикам. Нужно, чтобы любая главная категория была оригинальной, а любая подкатегория как-либо относилась к той главной категории, где она расположена.
  2. Нельзя переусердствовать с числом категорий, их должно быть от 5 до 9.
  3. Рекомендуется (хотя это не всегда выполнимо), чтобы число подкатегорий во всех категориях было одинаковым.

2. Перелинковка

Во избежание затруднений, вызываемых дублированием веб-страниц, и для ускорения индексации сайта, следует визуализировать взаимосвязь элементов веб-структуры.

Продумайте перелинковку

Важно удостовериться в наличии ссылки на каждую из страниц сайта, в противном случае поисковику не удастся обнаружить и проиндексировать их.

3. Структура URL

Адреса URL должны иметь структуру, соответствующую иерархии сайта, начиная разделами, заканчивая категориями.

Продумайте структуру URL

Необходимо позволить пользователям возвратиться к более высокоуровневой категории после удаления последней части URL.

4. Фильтры и теги

В случае, когда категории сайта довольно объёмные и в них объединяется множество карточек товаров, дробление возможно с применением фильтров либо тегов.

теги и фильтры

Для тегов могут применяться веб-страницы, которые были созданы для низкочастотных запросов. Аналогичным образом обстоят дела при одновременном выборе двух и более фильтров.

5. HTML-Sitemap

Эффективным является размещение ссылок на веб-страницы разделов HTML-карты веб-сайта. В этом случае следует создать визуальную демонстрацию принадлежности всех элементов на сайте друг к другу, что будет полезно и для SEO, и для посетителей сайта.

HTML-Sitemap

Часто встречающиеся ошибки - как их устранить

Часть таких ошибок бегло была упомянута ранее. Сейчас необходимо подробнее рассмотреть ошибки, нередко допускаемые на веб-сайтах, и пути их исправления.

1. Дублирование веб-страниц

Его причины:

  • чрезмерные надежды на кластеризатор;
  • разные пути к веб-странице.

Дублирование страниц

Способы устранения:

  1. Анализ трафика страниц-дубликатов (для определения страницы, выигрывающей в ранжировании).
  2. Настройка 301-редиректа с наихудшей в плане трафика веб-страницы на наилучшую.
  3. После склеивания страниц поисковой системы - замена в структуре тех ссылок, на которые было настроено перенаправление, на другие ссылки, актуальные.

2. Упущение страниц подкатегорий

Причиной является неполное семантическое ядро (с потерей дополнительных точек увеличения трафика).

Способы устранения:

  1. Сбор семантического ядра с использованием следующих инструментов:
    • Яндекс.Метрика;
    • Google Search Console;
    • Я.Вебмастер;
    • Яндекс.Вордстат.
  2. Очищение от мусора, кластеризация.
  3. Анализ релевантности страниц, которые ранжируются (сравнение ранжируемой страницы и той, что в логическом отношении является подходящей для запроса).
  4. Выделение страниц, создание которых необходимо.

3. Расположение ссылки на веб-страницу исключительно в Sitemap

В случае доступности страницы исключительно посредством XML-Sitemap есть основания полагать, что эта страница была создана исключительно для поисковых систем, но не для посетителей сайта. Преимущественно причиной такой проблемы становится обычная невнимательность.

Способы устранения:

  1. Сканирование сайта с помощью парсера (не учитывая карту сайта).
  2. Экспорт страниц в индексе с помощью Яндекс.Вебмастера.
  3. Выкачивание XML-Sitemap.
  4. Оставление исключительно страниц категорий (удаление карточек товара, служебных карточек) и сравнение трёх списков.
  5. Исключение страниц, входящих в 3 перечня.
  6. Анализ оставшихся страниц.
  7. Внедрение ссылок на веб-страницы в веб-структуру.

4. Навигация посредством скриптов

Нередко реализация фильтров на интернет-сайтах происходит посредством Ajax либо иных скриптов. В силу того, что физические ссылки отсутствуют, поисковикам не удаётся попадать на веб-страницы, поэтому последние просто не индексируются.

Навигация через скрипты

Способ устранения: внедрение в фильтры ссылок HTML заместо того, чтобы подгружать страницу с помощью скрипта.

5. Отсутствие хлебных крошек

Эту ошибку нельзя назвать серьёзной. Хлебные крошки представляют собой дополнительную навигацию на сайте. Они полезны и для посетителя сайта, позволяя ему видеть иерархическую цепь и возвращаться на более высокую категорию, и для поисковиков.

хлебные крошки

И помните - всегда проще и быстрее устранить ошибки в самом начале работы сайта, чем дорабатывать и исправлять уже работающий существующий сайт.