В лабиринте QR-кода.

  • Дата:10.09.2012
  • Автор:Алла Лупандина

Вы наверняка где-то уже встречали маленький черный квадратик с непонятными знаками. Он все чаще появляется на рекламных плакатах, листовках, билетах, в газетах и журналах. Это QR-код. Его «читают» с помощью смартфона, получая различную информацию.

Компьютерные технологии уже давно добрались до наших телефонов, превратив их из безобидных переговорных устройств в многофункциональные гаджеты. С их помощью можно заходить в Интернет, скачивать контент, делать покупки. В них есть все для работы и развлечений. Появление смартфонов привело к тому, что Интернетом стали пользоваться еще чаще. Они благополучно вошли во Всемирную Паутину. Затем наступил черед штрих-кодов. Они вмещали слишком мало информации. Их было очень сложно использовать в веб-пространстве. Именно поэтому им на смену пришли QR-коды, которые непосредственно связаны с мобильными устройствами.

QR-код (или 2D штрих-код, мобильный штрих-код, смарт-код) появился в высокотехнологичной Японии. Его разработали в 1994 году в компании Denso Wave (входит в состав корпорации Toyota) и применяли для маркировки деталей транспорта. Смарт-код в этой стране начали активно использовать еще в 2000 году. Его размещали на транспорте, печатных изданиях, продуктах, витринах магазинов. Сейчас его можно также увидеть на японских визах и, как ни странно, на кладбищах. С их помощью можно быстро идентифицировать личность человека, получив на экране устройства картинку, видео, текст, ссылку на сайт. Постепенно двухмерный штрих-код приходит и в другие страны. В Европе его пока используют не так активно, и все же это только начало.

QR-код расшифровывается как quick response — «быстрый отклик». С виду он представляет собой четырехугольник со множеством квадратных модулей и тремя символами по углам (Finder Patterns). Кроме него, были созданы и другие 2D-коды (например, ArrayTag, Codablock, Code 16K, DataGlyphs и др.). Они по разным причинам не стали популярными. Многие из них, как например Datastrip Code, считывались только специальными устройствами, в других можно было зашифровывать совсем немного информации.


QR-код обладает некоторыми достоинствами, которые выделили его среди всех 2D-кодов.

Быстрая считываемость
Для получения информации по QR-коду к нему нужно поднести мобильное устройство, сфотографировать и отсканировать смартфоном (благодаря некоторым программам даже отпадает необходимость в фотографировании). После этого на экране высвечиваются зашифрованные данные. Для того чтобы прочитать мобильный штрих-код, нужно установить на своем гаджете программу-декодер. Эти программы в обилии представлены в Интернете и доступны для скачивания. Считывание кода занимает секунды, поэтому он и стал таким распространенным.

Большая емкость
QR-коды, по сравнению со штрих-кодами, вмещают намного больше информации. В них она размещается не только по горизонтали, а и по вертикали. Если обычные штрих-коды имели ограничение в 20 символов, смарт-коды расширили этот предел до 7089. Их преимущество также заключается в возможности кодирования японских символов.

В QR-кодах могут быть зашифрованы различные типы символов:

  • цифровые — 7089;
  • цифро-буквенные — 4296;
  • двоичный код — 2953;
  • иероглифы — 1817.

Существует также микроверсия QR-кода. Он меньше обычного и соответственно вмещает немного информации. Его максимум составляет 35 цифровых символов.

Высокая точность
При сканировании мобильного штрих-кода не нужно выверять до сантиметра его попадание в экран. Его также можно снимать под разными углами или даже в зеркальном отражении. При создании кода применяли алгоритм Рида-Соломона, служащий для коррекции ошибок. Он и стал гарантией хорошей считываемости: даже при повреждении 30% QR-кода его можно считать. Точность в считывании кода очень важна, ведь это его основное предназначение. Такая проблема стояла еще перед создателями штрих-кода. Они экспериментировали с его формой и в итоге остановились на полосках, удлиненных по вертикали. Хотя их можно было сильно урезать без потери информации. Благодаря такой форме удалось повысить считываемость кода. Даже при плохой печати благодаря четкому отображению хотя бы некоторого участка одной полоски удастся правильно прочитать код. С появлением QR-кода этот вопрос был снят.

Простое создание

Любой желающий может создать QR-код. В Интернете есть масса специальных программ для генерации таких символов. С их помощью код создается за несколько минут. В него можно «зашить» URL-адрес, данные визитной карточки, телефонный номер, RSS-канал, SMS-сообщение, приглашение на добавление в друзья в социальной сети и другое. Это также может быть любой текст о продукции или компании.

Разнообразный дизайн
QR-коды могут быть не только черно-белыми. Их классическая форма тоже поддается модификации. Уже сейчас есть специальные программы, с помощью которых можно создавать QR-коды с уникальным дизайном. В них предлагается воспользоваться графическим редактором и поэкспериментировать с внешним видом кода. В нем можно закруглить углы, настроить цвет фона, наложить логотип и многое другое. Благодаря визуальным эффектам код становится оригинальным и приковывает к себе внимание. QR-код можно также поворачивать вокруг своей оси. Он является всенаправленным, поэтому сканеры прочитают его при любом расположении. Размер символа также может быть различным. Максимуму составляет 177 квадратных модулей. Для смарт-кода уже придумали массу применений и не только в сфере маркетинга. Некоторые блогеры размещают его на своих футболках. Так они ищут новых друзей и читателей:



На форме девушек из команды Великой Британии по пляжному волейболу тоже есть QR-коды. Вопрос только в том, как они отреагируют на просьбу навести на код смартфон . Кстати, получаемая с этого кода ссылка ведет на сайт онлайн-игр:

Уже появились и почитатели QR-кода в искусстве. Они могут наслаждаться его разнообразными воплощениями в работах художника Тревора Джонса:


QR-код можно увидеть даже на деньгах. В Нидерландах выпустили памятные монеты, на которых с одной стороны нанесен мобильный код. Поднеся к нему смартфон, вы попадете на сайт с информацией о монетах:


Конечно же, больше всего QR-кодов размещено на товарах. Это самый распространенный способ их использования.


В логотипах разных брендов тоже можно встретить смарт-код. Чаще всего в нем закодирован URL:
Для своих покупателей многие магазины предлагают QR-коды со скидками на товары, акционными предложениями. И, кстати, смарт-коды именно с таким наполнением больше всего ценятся. Людям не нужно много информации, они хотят сразу сделать заказ или выбрать скидку. Иногда в супермаркете для получения дисконта достаточно только показать фото QR-кода на смартфоне. В печатных изданиях QR-коды тоже стали появляться куда чаще. Нередко их используют для того, чтобы предложить читателям ознакомиться с интернет-версией газеты или журнала:

В Украине тоже нашлись сторонники новых технологий. Так, допустим, во Львове QR-коды использовали для того, чтобы туристы смогли самостоятельно ориентироваться по городу и находить интересные достопримечательности. Такие символы размещены на различных туристических объектах, и путешественники со смартфонами могут теперь получать информацию о каждом из них, а также географические координаты на картах Google Maps.

Кто бы мог подумать, что старый добрый штрих-код так изменится. Из набора непонятных палочек он превратился в символ, декодировать который может любой владелец смартфона. QR-коды перестали быть обычными маркировками товаров. Сейчас их используют для рекламы, идентификации личности, получения информации о туристических объектах. Они стали частью интернет-индустрии и продолжают активно наступать.