Спам — чистое зло или полезный маркетинговый инструмент?

  • Дата:17.08.2012
  • Автор:

«Это не спам» — как часто эту фразу мы встречаем в Интернете! Просматривая новые письма в электронной почте, каждый из нас сталкивается с большим количеством спама. Он наступает по всем фронтам. И все же мы научились отличать спам от нужных писем. Чаще всего подозрительная корреспонденция игнорируется и идет прямиком в корзину. Мы стали разборчивыми и хотим как можно меньше времени тратить на чтение бесполезной рекламы. И все же спам продолжает процветать. В чем его сила?

О будущем спама и его воздействии на рядового пользователя вряд ли задумывались в 1978 году. А ведь именно тогда произошла первая массовая рассылка непрошеных писем. Их получили пользователи сети ARPANET, каждый из которых нашел в почтовом ящике рекламное сообщение о новых мини-компьютерах от компании DEC. В то время пользователи еще не привыкли к постоянному спаму, поэтому восприняли рассылку без негатива. Что бы они сказали, если бы получали ежедневно тонны таких писем?! Мы-то знаем, что это был «детский лепет» по сравнению с сегодняшней ситуацией.

Съедобный спам Слово «спам» первоначально было связано исключительно с... чем бы вы думали? И совсем не с Интернетом или электронной почтой. Так назывались мясные консервы: «SPAM» — от spiced ham («ветчина со специями»).

В то время это слово еще не ассоциировалось с чем-то надоедливым и бесполезным. Все поменялось после показа в США скетча (комедийной сценки) под названием «Spam». В ней супружеская пара приходит в кафе, где во всех блюдах есть спам. Они просят принести им еду без него, но официантка предлагает блюдо с небольшим количеством спама. Пара возмущается, а в это время сидящие там же викинги начинают петь хвалебную песню спаму, заглушая всех:

Скетч был очень популярным, и к слову «спам» привыкли. Когда начались массовые рассылки рекламных писем, о нем вспомнили и стали использовать для их обозначения.

Спам очень быстро заполонил Интернет. Разработчики поисковых систем, антивирусных программ, интернет-провайдеры активно борются с несанкционированными рассылками. Несмотря на это, спама не становится меньше. Он изменяется на глазах, эволюционирует вместе со Всемирной паутиной. Его создатели находят все новые способы повлиять на пользователей и обойти спам-фильтры. Они не ограничиваются только электронной почтой. Спамеры проникли в социальные сети, блоги, на сайты знакомств. Здесь они занимаются отправкой сообщений сомнительного содержания, размещением ссылок, копированием постов, написанием ничего не значащих комментариев. Спам идет и по системам отправки мгновенных сообщений, например, по ICQ. Сегодня с ним сталкивается каждый пользователь Интернета. Кому же это выгодно?

Бизнес и массовые рассылки писем Оказывается, с помощью спамной рекламы можно добиться быстрого роста продаж. На такую рассылку в среднем реагирует 1-3% от объема всех охваченных в ней пользователей. И это довольно-таки немало, если спамить в больших масштабах.

Спам чаще всего заказывают небольшие компании. Они решаются на такой шаг по одной простой причине — это довольно дешево. Для них спам на время становится хорошим инструментом по привлечению покупателей и увеличению продаж. В отличие от небольших фирм, крупные компании дорожат своим имиджем. Они не могут себе позволить спамить пользователей. Тем более, что результаты такой деятельности все равно будут плачевными. Дело в том, что спам хорошо работает только вначале. Затем он будет раздражать и нервировать. Получив очередное письмо с ненужной рекламой, пользователь, скорее всего, решит никогда не приобретать предлагаемую продукцию. Так что такой рассылкой не получится привлечь постоянных клиентов.

И все же спам продолжают использовать. Он нередко становится частью маркетинговой стратегии компании. В этом случае успех рассылки зависит от подхода к написанию текстов, составлению списка e-mail'ов, от самой продукции, которую нужно рекламировать, и др. Из-за большого спроса на такую рекламу, спамеры ежедневно надоедают рассылками, отбивая у многих пользователей желание заглядывать в почту. И все же испорченное настроение — это полбеды. Надоедливая реклама не обходится без компьютерного мошенничества. Ежегодно из-за спама обманутыми остаются сотни тысяч пользователей по всему миру. Они отдают деньги на лечение несуществующих детей, участвуют в фальшивых лотереях, приобретают подделки, засоряют свой компьютер вирусами. Через спам-рассылку осуществляется и черный пиар. С ее помощью собирают пароли, логины и пин-коды, которые потом используют для снятия денег с карт, оплаты интернет-покупок.

Все это вызывает такой негатив, что хочется призвать пользователей активнее противостоять спаму. Есть и те, кто борется с ними профессиональными методами. Это разработчики антивирусов. В таких компаниях отслеживают спамерскую активность и предотвращают новые угрозы.

Спам в 2012 году По данным «Лаборатории Касперского», список самых популярных спамерских рассылок за 2012 год выглядит так:

  • подтверждения о бронировании номеров в отелях;
  • реклама пирамиды «МММ»;
  • письма якобы от китайских производителей с предложениями о сотрудничестве;
  • сообщения-подделки от Facebook о том, что такой-то пользователь хочет добавить вас в друзья;
  • предложения бесплатно поиграть в бета-версию Diablo III с требованием указать учетные данные;
  • сообщения о выигрыше в лотерею, посвященную Олимпиаде в Лондоне;
  • письма для футбольных болельщиков к Евро-2012 с предложением забронировать номера в гостиницах Украины и Польши по завышенным ценам и др.


Специалисты отмечают, что спамеры все активнее используют социальные сети и начинают осваивать мобильный Интернет. В компании «Доктор Веб» подтверждают, что вредоносные приложения в почтовых сообщениях фиксируются ежедневно с разной периодичностью. Например, в конце мая этого года на почтовые ящики пользователей рассылались письма якобы от имени Сбербанка России. В них сообщалось о превышении пользователем максимальной отсрочки платежа и предлагалась ссылка для просмотра статистики. По ней на компьютер пользователя загружался вирус. Активные спам-рассылки были зафиксированы и в социальных сетях. Например, участникам «ВКонтакте» рассылались сообщения с вирусами, в которых предлагалось поучаствовать в опросах с получением ценных призов.

Спамеры продолжают усердно работать в социальных сетях. В этом году пользователи Twitter и Tumblr были атакованы письмами о подарочных сертификатах от McDonalds и рекламой страховых услуг. Владельцам смартфонов тоже приходится нелегко. По данным Pew Research Center, в 2012 году каждый пользователь в США минимум раз в неделю получает нежелательные сообщения. Кроме того, на смартфоны регулярно приходят вызовы с предложениями купить товары.

Антивирусная компания Sophos опубликовала статистику по объемам спама, который идет из разных стран. По состоянию на март 2012 года, на первое место вышла Индия с 9,3%. Она обогнала США, где объемы спама составили 8,3%. Далее идут Южная Корея, Индонезия и Россия. Кроме того, статистика говорит о том, что основное количество спама — это письма с вирусами, а не реклама. Так что тенденция к сокращению рассылок хотя бы рекламного характера на лицо, что не может не радовать.

В перспективе ожидается дальнейшее освоение спамерами социальных сетей и мобильного Интернета. Также прогнозируют активное использование тематики онлайн-игр. Относительно же количества спама, ожидают сезонного уменьшения заказных спам-атак. И все-таки это только временное затишье. В дальнейшем от спама все так же будут страдать ни в чем не повинные пользователи. Хочется верить, что ситуация изменится, и очень скоро спамом снова будут называть только банки с консервами.

 
Автор: Алла Лупандина.