Google Penguin: второе пришествие. Как подготовиться?

  • Дата:08.01.2013
  • Автор:Оксана Ведерникова

Все, кто интересуется seo-оптимизацией, наверняка слышали, что Google планирует запустить обновленный алгоритм Penguin. По словам Мэтта Катса, это будет алгоритм «нового поколения», который окажет существенное влияние на результаты поиска. Если вспомнить, какую панику вызвали предыдущие обновления Google, в этот раз стоит попытаться заранее подготовиться к нововведениям.

Что мы знаем о Google Penguin на сегодняшний день? Как известно, алгоритм Penguin направлен против сайтов, использующих спам-методы для повышения своих позиций в поисковой выдаче. После выхода данного алгоритма многие ресурсы «просели» в рейтинге, а в администрацию Гугла поступило множество жалоб от владельцев сайтов и SEO-специалистов. С момента появления Penguin веб-спам инженеры успели собрать достаточно информации, чтобы на ее основании разработать новые концепции улучшения качества поиска. Словом, сейчас команда Google активно трудится над созданием и тестированием нового алгоритма ранжирования. Предполагается, что это будет достаточно серьезное структурное изменение. В частности известно, что руководством Google было собрано беспрецедентное количество информации о ссылках с «плохим соседством», которые использовались тысячами сайтов с высоким рейтингом. В некоторых случаях, как например было с сайтом Interflora, администрация Google даже тесно сотрудничала с владельцами веб-ресурсов, чтобы понять, откуда пришли ссылки на сайт. При этом активно отслеживался процесс удаления неестественных ссылок.

Все указывает на то, что нововведение Google будет чем-то серьезным и всеохватывающим. Вопрос только в том, каким образом можно повлиять на результаты, зная, что в ближайшие несколько недель или месяцев появится новый алгоритм? Ответ на эти вопросы могут дать следующие теории:

1. Граф ссылок или «плохие соседи».
Google известно все о неестественных ссылках, включая информацию об их структуре и месте нахождения. Усовершенствованный поисковый алгоритм способен легко обнаруживать «плохие» ссылки. В основе этого алгоритма лежит граф ссылок, который является своего рода графом сети. Он состоит из группы «узлов» или кластеров. Кластеры собираются вокруг IP-адресов, позволяя легко формировать картину принадлежности ссылок.
Вот пример графа ссылок:

Google присваивает вес или авторитет ссылкам, используя свою собственную валюту — PageRank. Но, как и любая валюта, данный показатель ограничен. А это означает, что необходимо упорно трудиться, чтобы заработать PageRank, используя ссылки с авторитетных сайтов. Ресурсы с «накрученным» рейтингом будут получать свой ранг из области графа, в которой расположены сайты с неестественными ссылками. Однако, так как PageRank не безграничен, «плохие зоны», в которых находятся ресурсы с «накрученным» PR, Google анализирует и «извлекает».
В результате получается график, подобный этому:
«Плохие зоны» не исчезают, просто поисковик «обесценивает» их, признавая бесполезными и исключая из графика PageRank. На сегодняшний день Google имеет достаточно много информации о спам-ссылках, чтобы в один момент «ударить» по сайтам с искусственно накрученным показателем PR. В этом процессе будут как победители, так и проигравшие.

2. Скорость ссылки.
Еще один показатель, который в настоящее время вызывает особый интерес, — скорость, с которой на сайте появляются ссылки. В последние месяцы, безусловно, заметно изменилось отношение к новым ссылкам. Google стал активно реагировать на скорость наращивания ссылочной массы. Говорить о каком-либо определенном промежутке времени сложно. Но точно известно, что у сайта, который постепенно наращивает ссылочную массу, PR будет выше. Это наглядно демонстрирует следующий график:

Все ссылки, которые на графике находятся выше красной линии, обесцениваются.

3. Целевая ссылка.
Доверие ссылки — еще один показатель, на который обращает внимание Google. Качество ссылки (то есть то, какой вес она передает сайту) по-прежнему остается одним из наиболее значимых факторов, учитываемых при ранжировании сайта. Однако теперь к нему добавляется еще и доверие ссылки. Доверие оценивается путем просмотра всех «соседей» ресурса по ссылочному профилю. Уровень доверия ссылки определяется в зависимости от количества кликов с начальных сайтов: чем их больше, тем меньше доверие. Поэтому не стоит покупать ссылки более чем в один клик. Это будут просто выброшенные на ветер деньги. Поисковый робот без труда определяет спамерские сайты, оказывая им минимум доверия. Если ссылочный профиль вашего сайта содержит определенное количество ссылок с доверительных ресурсов, можете считать, что ваш веб-проект надежно защищен от будущих обновлений поисковика. При этом небольшое количество ссылок с менее доверительных сайтов уже не будет играть большой роли.

4. Социальные сигналы.
Сегодня фактор социальных сетей не оказывает весомого влияния на ранжирование интернет-ресурсов. Однако многие профессионалы в области SEO убеждены, что социальные сигналы в новых обновлениях алгоритма Penguin будут играть более значимую роль.

5. Анкорный текст.
Первый алгоритм Penguin также был направлен против сайтов с SEO-анкорами типа «купить телефон», «продажа авто» и т.п. То, что ключевым показателем спама для Google является анкорный текст, подтверждают и мнения ведущих SEO-специалистов: «Когда я ищу спам, прежде всего, обращаю внимание на точные анкоры с веб-сайтов, авторитетность домена которых равна 30 и менее», — говорит сотрудник Distilled Джон Догерти. Его поддерживает и Адам Мейсон, руководитель отдела поисковой оптимизации Zazzle: «Несомненно, сайты с невысокими показателями авторитетности, обменивающиеся ссылками с коммерческими анкорами, будут под пристальным вниманием. Поэтому следует внимательно изучать показатель доверия ссылки». Любой физический профиль ссылок содержит брендированные (например, www.example.com/xxx.com) и естественные анкоры («сайт», «кликни здесь и т.п.). Как показали недавние исследования, проводимые компанией Portent, за последние несколько месяцев «допустимое» количество спам-ссылок сократилось: с 80% (до внедрения алгоритма Penguin) до 50% (к концу прошлого года). Примерно такая же ситуация с точными анкорами.

6. Релевантность.
Один из показателей, который определенно попадет под пристальное внимание Google — релевантность. Данный показатель по-прежнему играет важную роль при назначении веса ссылкам. Нет сомнений, что новая версия Penguin будет нацелена против сайтов с нерелевантными ссылками.

7. Показатели трафика.

В этом плане Penguin и Panda имеют много общего между собой. С помощью данных алгоритмов поисковик может определять показатели трафика (например, переходы по ссылкам, «качество» переходов), опираясь на пользовательские данные.

Выводы Конечно же, никто не в состоянии точно предсказать, каким будет новый алгоритм. Зато можно с уверенностью сказать, что Google будет еще более требователен к ссылочной массе: ужесточится допустимый уровень спама, будут попытки измерения авторитетности соседних ссылок и социальных сигналов, которые приходят от них. Также под присмотром будет и скорость ссылки. Поэтому стоит уже сегодня позаботиться о судьбе сайта.

Для этого необходимо:

  • Детально разобраться в ссылочном профиле.
  • Уделить особое внимание доверию ссылок.
  • Больше использовать брендированные и естественные анкоры.
  • Найти сайты схожей тематики, которые пользуются популярностью у пользователей социальных сетей, и налаживать с ними отношения.