В чем сила SMM? Мнения экспертов.

  • Дата:19.07.2012
  • Автор:Татьяна Гаврилина

Как говорится, «из песни слов не выбросишь». То же можно сказать и в адрес социальных сетей: избавиться от них уже невозможно. Да и надо ли? Это уже нормально, проснувшись, первым делом залогиниться в Фейсбук, «контакт», проверить, нет ли новых лайков за вчерашние фотки и т.д. Но социалки живы не одним только развлечением. Некую выгоду видит в социальных сетях и каждый бизнес. Кому-то они нужны для поддержания положительной репутации. Кто-то желает наладить с их помощью эффективный канал продаж. Каждому свое. Впрочем, не спешите думать, что SMM одинаково полезен всем. Здесь важно почувствовать тонкую грань.

Внести ясность в данную ситуацию мы попросили экспертов и задали им следующие вопросы:
Кому больше подходит продвижение в социальных сетях и почему: малому, среднему или крупному бизнесу? Ваши прогнозы: как изменится ситуация лет через 5? Насколько вообще эффективен SMM по сравнению с другими методами продвижения сайта и бизнеса в целом?
Русфет Кадыров Интернет-маркетолог в Kport web studio, блоггер.

«SMM выгоден многим компаниям, величина бизнеса, если, конечно, можно так сказать, играет не главную роль. Важно то, что, приходя в соц. сети, бизнес должен быть готов к прозрачности и диалогу с пользователями. Часто даже крупные компании не готовы приоткрыть завесу над своим бизнесом. Другое дело, что бюджеты в SMM немаленькие. И не всем по карману работа агентств. Но ведь можно успешно заниматься SMM и самостоятельно, получая время от времени консультации специалистов и делая аудит компании в соц. сетях. Говоря о задачах SMM, нужно отметить, что данный вид маркетинга может частично способствовать пиару компании и брендингу в целом. Если компания маленькая, не собирается расти, то ей нужны, в первую очередь, клиенты и продажи, а SMM решает данные вопросы опосредовано. И нужно помнить, что соц. сети – это не панацея, SMM – не должен быть единственным видом маркетинга в компании, какого бы размера она ни была.
По поводу прогнозов. В будущем, через пять лет, будет больше таргетинга в рекламе в соц. сетях. Люди будут больше доверять соц. сетям и интернету в целом. Те, кто сегодня только начал пользоваться сетью, в будущем будет активно покупать товары в ней, исходя из рекомендаций своих «виртуальных» друзей. Маркетологи наконец поймут, что лучший вид интернет-маркетинга – это комплексный маркетинг, поймут это и владельцы бизнесов. Ведь сейчас или SEO, или контекстная реклама, мол, а давайте сегодня прикупим cсылочек, а в следующем месяце попишем в Твиттер. Люди станут больше понимать инструменты интернет-маркетинга и SMM в частности, маркетеры станут более прозрачно работать с клиентами. И всем будет великое счастье

Евгений Шевченко Блоггер года (2008 г.), самый полезный интернет-маркетолог года (2009 г.), генеральный директор агентства интернет-рекламы UaMaster.

«Продвижение в социальных сетях эффективно, в первую очередь, для компаний, товар или коммуникация которых предполагают сильную эмоциональную составляющую. Размер бизнеса при этом не имеет значения.
Что будет через 5 лет – мы точно не знаем. Интернет и социальные сети очень быстро изменяются и меняют привычки людей. Наверняка значимость SMM для бизнеса будет гораздо больше, чем сегодня. Но, где и как бренды и потребители будут общаться друг с другом, – покажет время. Работа с социальными сетями достаточно слабо может повлиять на продажи большинства компаний в краткосрочном периоде. Однако этот инструмент отлично решает репутационные и имиджевые задачи; позволяет выстроить взаимоотношения с потребителями, а также стимулировать спрос в будущем».

Ольга Ларина SMM-эксперт, PR-консультант, имиджмейкер, копирайтер.

«Разный бизнес решает в социальных сетях разные задачи. Для крупного бизнеса – это вопрос имиджа и репутации. Для среднего и малого – отличный шанс заявить о себе. Прогнозы делать сложно, но я искренне надеюсь, что конкуренция на рынке окончательно убьет две вещи: непомерные запросы агентств и непрофессионализм отдельных исполнителей. В живых останутся только интересные и живые сообщества, поэтому, надеюсь, кейсов «Как не надо делать» будет все меньше и меньше. Бизнес наконец-то поймет, какие социальные сети и зачем ему нужны (или не нужны – что не менее важно), и научится взаимовыгодно общаться со своими поклонниками. Все зависит от задач. Никто не отменял SEO или AdWords. Уникальность соцсетей – в возможности диалога со своими реальными и потенциальными клиентами. Поэтому, если бизнес готов слушать и слышать – прямая дорога в SMM».

Максон Пуговский Консультант и тренер по цифровому маркетингу, ИТ-предприниматель.

«Во-первых, стоит говорить о маркетинге в социальных медиа (SMM – Social Media Marketing), а не только в социальных сетях. Блоги, YouTube, фотохостинги – это тоже платформы для SMM. Во-вторых, выбор маркетинга в социальных медиа как инструмента коммуникаций зависит не от размера бизнеса, а от задач и целевых аудиторий конкретной компании. SMM необходим, в первую очередь, тем компаниям, которые работают для массового потребителя.

Для крупных компаний, например FMCG, банков или телеком-операторов, это отличный инструмент развития лояльности потребителей. Можно регулярно коммуницировать с наиболее преданными сторонниками, которые вступили в сообщества бренда (хотя можно нагнать в сообщества и безразличных к бренду пользователей, например, проведя розыгрыш iPad). Также SMM-активности позволяют повысить осведомленность о бренде благодаря тому, что сторонники могут распространять сообщения компании, делясь брендированным контентом и принимая участие в активациях.

Для малого бизнеса социальные медиа могут быть чуть ли не единственным средством коммуникации со своими потребителями, причем в условиях «без бюджета». Аудитория будет небольшая, но это будут наиболее заинтересованные клиенты. Малому бизнесу будет сложно наладить успешные коммуникации в социальных сетях без сильного вовлечения владельца бизнеса. Многие просто не смогут нанять хорошего специалиста по коммуникациям, который вникнет в бизнес и потребности клиентов настолько же глубоко, как владелец. Взять хотя бы уже облизанный со всех сторон на нашем рынке пример магазина обуви ShoeShoe, или магазин iLand – их Facebook-страницы ведут владельцы бизнеса.

Пять лет – астрономическая величина для интернета. Думаю, через 2 года SMM превратится во что-то обыденное, проверенное и измеренное со всех сторон. Большинство компаний, которым это нужно, научатся пользоваться данным инструментом и будут хорошо понимать, в каких именно ситуациях его добавлять в маркетинг-микс, а когда – нет.

О ситуации через 5 лет можно только фантазировать. Смартфоны будут у всех – даже у ваших родителей, хотя бы старенький iPhone 7. В 2017 году мы, наконец-то, дождемся повсеместного распространения геолокального маркетинга, когда на мобильных телефонах мы будем видеть множество спецпредложений от магазинов и ресторанов неподалеку, таргетированных с учетом наших предпочтений. А предпочтения будут высчитаны на основе наших профайлов в социальных сетях и прочих веб-сервисах. Оплачивать товары и набирать баллы лояльности для обмена на монетки в «Космической ферме 5» мы будем с помощью мобильного телефона через NFC. SMM подходит для решения определенных целей и задач, которые у каждой компании могут быть разными. Нужно сравнивать и прогнозировать эффективность в конкретной ситуации, оценить, поможет ли SMM в достижении бизнес-целей данной компании.

SMM – один из многих инструментов маркетинга. Он не заменяет и не отменяет другие каналы коммуникации, а дополняет их. Но также может стать центральным элементом отдельной кампании, интегрирующим вокруг себя активности в других каналах коммуникации.

И не надо заниматься SMM-активностями только потому, что «все так делают». Нужно вначале выяснить коммуникационные и маркетинговые цели и задачи компании и определить, можно ли их достигнуть с помощью маркетинга в социальных медиа. Если да, то начинать стоит с разработки стратегии коммуникации в цифровых медиа и редакционной политики (контент-стратегии) для каналов в социальных медиа».

Николай Сюсько Communications Manager в PRP Ukraine.

«Главная сила SMM made in Ukraine – это молодость. Активная жизненная позиция SMMщиков двигает весь диджитал-рынок вперед и «додвигалась» до того, что сегодня многие агентства и клиенты воспринимают диджитал как решения в социальных сетях.

Здесь можно говорить о палке с двумя концами: с одной стороны, мы хотим стремительного и пристального внимания клиентов, но с другой – не хотим, чтоб они заучили фразы «во ВКонтакте 20 млн. украинцев – хочу многотысячную группу» или «Facebook – экспертная площадка». Беда украинского SMM – кадры. Во-первых, только в прошлом году появились более-менее качественные образовательные проекты, которые помогают вырастить новые кадры. Во-вторых, в SMM идет молодежь со своим собственным нежеланием читать книги, учиться и самосовершенствоваться. Но время расставит все на свои места, и разница между «про» и «непро» месяц за месяцем станет очевиднее.

Факт: в украинском SMM нет wow-проектов. И здесь речь идет об общей низкой креативной составляющей агентств. В погоне за удовлетворением клиентов (читайте – выполнением KPIs) они потеряли саму суть социализации и опустили ее до количества лайков, комментариев и шеров. В итоге большинство этих показателей можно воссоздать, не прикладывая большие усилия.

Но я верю в будущее украинского SMM как профессиональной платформы по социализации бренда, налаживанию диалога с аудиторией и настройке дополнительного коммуникационного канала. Постепенно рынок учится, осваивает инструментарий и предлагает не смелые, но близкие к оригинальным проектам. Например, тот же Шлуни был удален с Facebook-горизонта, но за время его существования порадовал своей откровенностью и креативностью. С коммуникационной точки зрения были пробелы, но на безрыбье и Шлуни – рыба».


Большое спасибо экспертам за то, что нашли время пообщаться с нами и поделились своим видением задач, которые решает SMM. Если у кого-то есть, что добавить, или кто-то желает выразить собственную точку зрения – милости просим в комментарии
.