Я б в стартаперы пошел, пусть меня научат...

  • Дата:19.09.2012
  • Автор:Алла Лупандина

На стартапы возлагаются большие надежды, в них вкладывают крупные суммы денег инвесторы. Нередко эти проекты становятся действительно успешными. И все же большинство терпит крах. Причины этого бывают различными: начиная от банальной недееспособности команды стартаперов и заканчивая созданием ненужных и откровенно бессмысленных ресурсов.

Преимущества и риски стартапов Стартап — это новый старт, новые возможности. Это понятие напрямую связано со сферой IT. Ежегодно запускают огромное количество высокотехнологичных проектов, хотя стартапы создают и в других областях деятельности.

Стартап (от англ. startup — «запуск») — это организация с ограниченными финансовыми ресурсами, участники которой воплощают в жизнь инновационную идею.

Многие критикуют стартапы и их участников. Как всегда, это означает не только негатив, а и большое внимание к этому явлению. К тому же, негатив идет от отдельных людей, к мнению которых можно прислушиваться, но не обязательно ему следовать.

И все же довольных тем, что существует возможность участвовать в стартапах, больше. Это люди, которые променяли ежедневную рутину работы в больших компаниях на постоянный поиск новых идей. Они непосредственно участвуют в создании проекта с нуля, идут на риск, верят в успех. К тому же, основатели стартапа могут набрать к себе в команду людей, которые станут не просто исполнителями, а смогут вносить новые идеи, совершенствовать проект. Часто в стартапы берут друзей, знакомых, родственников, сокурсников. К выбору подходят очень тщательно, ведь именно от людей во многом зависит развитие проекта. В стартапах всегда работает очень сплоченная команда, каждый участник которой заинтересован в успешной реализации задумки. Здесь есть масса возможностей для развития, обучения новому, получения опыта. Именно в этом заключается привлекательность основания стартапов и участия в них.

Есть и другая сторона медали. Безусловно, стартапы — дело рискованное. Они отнимают огромное количество времени и часто остаются только проектами. Для реализации идеи очень сложно найти достойных специалистов. Еще труднее получить финансовую поддержку от инвесторов. В стартапах нужно работать намного больше и интенсивнее, чем на привычной работе, и многие оказываются неготовыми к скоростному режиму. Этому нигде не учат, и неожиданностей в такой работе множество. Многие стартапы переделывают десятки раз, отказываясь от первоначальной идеи и постоянно что-то дорабатывая. Именно здесь учатся быть гибкими и восприимчивыми к новым идеям.

Стартапы ценят не только сами их участники. Бизнес тоже нуждается в таких проектах. Для поддержки стартаперского духа проводят многочисленные конференции, форумы: Lviv Startup Club, Startup Crash Test, Pioneers Festival, SAP Startup Forum и др. Существуют сообщества стартаперов: The Lean Startup Machine, Rootabaga Community Startup, StartupPoint.ru и т.д.

Есть различные фонды (или стартап-инкубаторы), куда можно приходить со своими идеями и получать инвестиции. Это Y-combinator, Greenstart, TechStars NYC, 500 Startups, EastLabs и др. При этом инвесторы получают определенные права на проект. Также проводятся конкурсы стартапов: Web Ready, Forbes, TechCrunch Disrupt SF, БИТ, DEVGENERATION’ и т.д. По их результатам лучшие получают финансовую помощь или кредит на беспроцентных условиях.

Стартапы и их инвесторы Доверие между группой стартаперов и инвесторами возникает только при непосредственной работе: когда стартаперы видят, что в их проект действительно вложили немалые деньги и готовы постоянно его поддерживать, а инвесторы понимают, что это не «мыльный пузырь», а проект с большим потенциалом. И все же, когда человек вкладывает деньги в какой-либо проект, он ждет хороших результатов, а стартаперы изначально не могут ничего гарантировать. Их ждет много рисков, и только в некоторых случаях этот риск оправдан. С другой стороны, есть множество примеров того, как из ничем не примечательного стартапа вырастал полноценный многогранный проект.

Одним из них стал сайт TransferWise. На нем можно переводить деньги между европейскими счетами, при этом взимаемая комиссия намного меньше, чем при банковском переводе.

Equinix — это тоже успешный стартап, который стал прорывом в сфере электронной коммерции. Сегодня с помощью этого сервиса различные компании могут искать партнеров, развивать свой бизнес.

Стартаперы набивают много шишек перед тем, как добиваются успеха. Инвесторы тоже не раз ошибаются при выборе проекта, достойного внимания. И все же стартаперам не стоит вкладывать деньги в собственное творение. Это очень рискованно. Довольно сложно объективно оценить проект, над которым работаешь день и ночь с полной отдачей. К тому же, предприниматель имеет важную особенность: он отличается от стартапера тем, что видит возможности. Он будет вкладывать деньги только в тот проект, который может найти применение в существующих условиях. Здесь есть маленькая загвоздка, ведь многие стартапы изначально создаются для решения не имеющихся проблем, а тех, решение которых до этого считалось невозможным. Из-за этого часто эти проекты не приживаются на рынке. Если же такой стартап удается реализовать, он чаще всего занимает особую нишу и становится успешным.

Ярким примером такого неординарного стартапа стал GitHub. На этом сайте программисты могут делиться кодом с друзьями, коллегами и создавать великолепные программы.

Стартапы появляются не только в сфере IT, но именно здесь их рождается больше всего. Для инвестора это и хорошо, и плохо. Хорошо, потому что есть выбор. Плохо, так как много проектов не стоят того, чтобы быть реализованными. Есть так называемые buyable startups — стартапы, которые изначально создаются на продажу. Часто это проекты исключительно ради идеи. Их создатели не задумываются о том, насколько полезными и востребованными они будут. Более перспективные — scalable startup. Эти стартапы ориентированы на длительное и масштабное развитие.

Очень хорошо, если при создании стартапа учитывают запросы людей. Для этого стартаперы не должны ограничиваться онлайном. Уходя от реалий жизни, они закрывают глаза на то, как сервис будет работать, кто им захочет воспользоваться. А такая база очень важна, так как стартапы никогда не бывают исключительно онлайн-продуктами.

Измеряем срок жизни стартапов По сравнению с тем, сколько стартапов появляется ежегодно, успешно реализованных проектов очень немного. Зато они приносят инвесторам большую прибыль. Такие веб-ресурсы развиваются намного быстрее, чем оффлайн-проекты. Доход от них тоже растет соответствующими темпами.

Есть как стартапы-однодневки, так и практически вечные сайты.

Pets.com — интернет-магазин по продаже товаров для домашних животных — хоть и был запущен и работал довольно продуктивно, но длилось это недолго.

Instagram стал одним из наиболее популярных сервисов для обмена фотографиями с фильтрами для их обработки. Сейчас им пользуются миллионы пользователей по всему миру. Его выгодно продали компании Facebook.

И те, и другие стабильно развиваются с момента появления идеи до ее реализации. А затем начинается самое интересное: проект может не вызвать доверия у инвесторов и так и остаться проектом. Его могут заметить, проинвестировать, а затем закрыть. Есть и самый радужный вариант: стартап получает хорошую поддержку, он постоянно развивается и совершенствуется. Такой проект уже с самого начала привлекает к себе внимание. Он ценен не сам по себе, а тем, какие возможности дает пользователям.

Жизнь стартапов может быть короткой и неяркой, либо долгой и успешной. Многие из них остаются нереализованными, и таких работ очень много. На них не акцентируют внимание, так как они навсегда остались в тени.

«Стартапы-подростки»
Это стартапы, которые прожили недолго. На них выделили деньги, и они были реализованы. И все же такие ресурсы не оправдали возложенных на них надежд и были довольно быстро закрыты:

  • Mobile.Me — платный набор интернет-сервисов от Apple;
  • Picplz — сервис для накладывания эффектов на фото, упрощающий обмен ими в социальных сетях (предшественник Instagram);
  • eToys.com — интернет-магазин игрушек для детей;
  • Kozmo.com — интернет-магазин продуктов и других предметов с доставкой в течение часа.


«Взрослые стартапы»

Свое место под солнцем заняли стартапы, которые приносят хорошую прибыль. Они не стали сверхуспешными, но занимают свою небольшую нишу и продолжают развиваться: Pickie (сервис, помогающий искать товары — анализируется информация из социальных сетей), Smallknot (сервис для инвестирования в бизнес в радиусе нескольких километров), Favit (сервис по доставке информации от друзей в Facebook или Twitter), Yelp (сайт для поиска на местном рынке услуг).

«Стартапы-гиганты»

Эти стартапы покорили Интернет-аудиторию и стали настоящими прорывами. К самым известным из них относятся Google, Facebook, YouTube, eBay, PayPal, Groupon, Amazon.com, LinkedIn и др. Им предвещают долгую жизнь и много возможностей для развития.

Стартапы в сфере IT остаются востребованными. Каждый из них может стать очередным прорывом. При этом никто не застрахован от ошибок. Они неизбежны, но именно на их основе формируются успешные проекты. Развитие — это всегда хорошо, а стартапы — это возможность развиваться IT-специалистам.