Вирусная реклама и интернет.

  • Дата:13.07.2012
  • Автор:
Как-то раз ваш приятель скинул вам ссылку, написав: «Посмотри, какой прикол!!» Недолго думая, вы проходите по ней и обнаруживаете видео с необычным названием «A hunter shoots a bear!» («Охотник стреляет в медведя!»):

Оно представляет собой рекламу коррекционной ленты Tipp-Ex. Но это не просто надоевшая всем скучная и банальная реклама. В этой рекламе поймавший медведя охотник «вытаскивает» руку из видео, достает рекламируемый корректор, замазывает слово «shoot»и предлагает вам вместо него вписать другое действие. Таким образом, вы сами можете выбрать вариант развития событий! С медведем можно потанцевать, поиграть в футбол, выпить пива и выполнить еще много других действий.

Стрелять или не стрелять в медведя? Выбираем гуманный вариант . Достаем корректор «из видео»:

Замазываем слово «shoot»:


Пьем пиво с медведем :

Потратив несколько минут и перебрав множество вариантов, вы, посмеявшись, отправляете ссылку дальше.

Поздравляем, вы стали очередной жертвой вирусной рекламы!

Термин «вирусная реклама» появился в 1996 году, его автор – Джеффри Рэйпорт написавший статью «The Virus of marketing». Джеффри Рейпорт (Jeffrey F. Rayport, Кембридж, штат Массачусетс) – учредитель компании Marketspace, подразделения Monitor Group, которое специализировалось на стратегическом консалтинге. До основания Marketspace около 10-ти лет преподавал в Гарвардской школе бизнеса.

Этот термин подобран как нельзя более удачно, ведь данный вид рекламы распространяется подобно вирусу – так же быстро, бесконтрольно, буквально в геометрической прогрессии.

А распространителями становятся сами «жертвы», т.е. люди, оценившие креатив и пожелавшие поделиться им с коллегами, родственниками, друзьями. Те, в свою очередь, поступают так же, и вот уже рекламный шедевр гордо шагает по планете. И это не преувеличение. Так, рассмотренный выше ролик про медведя, на момент написания этой статьи набрал 20 026 475 просмотров на YouTube, а комментарии довольных пользователей говорят сами за себя. Например, этот комментарий набрал 3 331 лайк: «BEST VIDEO EVEEEEEERRR! AWESOME SEQUENCE!»

Многие люди понимают под термином «вирусная реклама» некий продукт, чаще всего – мультимедийный, распространяемый по интернету. Это не совсем так. В действительности такой вид рекламы может быть представлен любым рекламным носителем:
- билбордом;
- одеждой;
- видеороликами;
- флеш-играми;
- картинками (мемы, демотиваторы, листовки, наклейки);
- текстом (например, анекдотом, статусом в социальной сети);
- музыкой и т.д.
Т.е. всем тем, что вызывает живой интерес человека и желание поделиться этим с другими людьми.

Например, вот таким остроумным способом фирма BIC рекламировала свой товар, бритвенные станки:

А вот креативная реклама на пакетах:
Широко распространены также сайты, являющиеся рекламным вирусом. Например, здесь нужно кликнуть по носу оленя, на YouTube можно поиграть в «змейку», а Google часто радует анимацией в честь различных знаменательных дат. За счет таких рекламных решений трафик на сайты возрастает. Но, необходимо отметить, что наибольший успех приносит та вирусная реклама, которая стала популярной именно среди пользователей интернета. И чаще всего это именно креативные видеоролики. На мой взгляд, ни один рекламный носитель не принесет такого ошеломляющего успеха, как грамотно снятое видео. Например, ролик «The T-Mobile Dance» за первые два месяца после того, как его выложили в интернет, набрал больше 7 млн просмотров, на текущий момент он набрал около 35 млн просмотров.

Немного истории Праотцами современной вирусной рекламы можно назвать так называемые «письма счастья», история которых уходит своими корнями в Средневековье. В начале ХХ века в Норвегии было распространено послание «Иерусалимская молитва», каждому получателю которого следовало в течение 9 дней переписать как можно больше копий и разослать кому только можно. Знакомая идея, не так ли? К этому можно отнести «самиздат», бывший популярным в СССР, и множество других подобных методов распространения информации.

В далеком 1996 году сервис электронной почты Hotmail придумал к каждому письму, написанному пользователем, добавлять сообщение, в котором адресату предлагалось завести себе бесплатный ящик на их сервере. Таким образом, настоящий успех вирусная реклама приобрела с развитием сети интернет, став мощным и невероятно эффективным инструментом продвижения товаров и услуг. Это и неудивительно. Ведь распространяют ее сами пользователи – быстро и массово, пользуясь различными мессенджерами, социальными сетями, блогами.

В чем же успех и привлекательность вирусной рекламы? Попробуем разобраться.

Во-первых, ее бесплатное распространение. Здесь срабатывает естественное желание человека поделиться чем-то удивительным с остальными.

Во-вторых, затраты на создание такого вида рекламы могут быть минимальными. Ролик может создавать даже аматор, что не повлияет на его успешность.

В-третьих, всем известное человеческое недоверие к рекламе. Так вот, когда информация поступает из надежного источника (например, ссылкой поделилась жена, брат, сосед по лестничной площадке и т.д.), то ролик воспринимается позитивно.

В-четвертых, некоторые примеры вирусной рекламы и рекламой-то не назовешь. Настолько проникаешься ее сутью, ее идеей, настолько заинтересован в развитии сюжета. Это настоящие шедевры.

На фестивале «Каннские львы» есть даже отдельная номинация за лучшую рекламу года. В течение нескольких дней, во время фестиваля, проводятся семинары по рекламе. А самое захватывающее зрелище – награждение победителей золотыми, серебряными и бронзовыми львами. Подробнее о фестивале – здесь

В 2010 году золото получил социальный ролик «Embrace life», призывающий пристегиваться ремнями безопасности. Обычно ролики такой тематики скучны и однообразны, чего не скажешь об этом, набравшем больше 14 млн. просмотров.


Как запустить вирус? Попробуем разобраться – как же создать эффективную вирусную рекламу с использованием Сети?

Прежде всего, вы должны полностью продумать будущую рекламу – от и до. Здесь мелочей не бывает. Идея должна быть креативной, она, что называется, должна цеплять аудиторию, чтобы у людей непременно возникло желание поделиться находкой с друзьями!

Кроме того, на этом же этапе вы должны тщательно продумать: где и как вы разместите свою рекламу? Очень важно, чтобы она сразу же нашла свою целевую аудиторию, а также «бонусных» зрителей. Затем приступаем к реализации нашей идеи.

Здесь необходимо обдумать материальные затраты. Однозначных мнений по этому поводу нет. Например, эффективный ролик может быть снят чуть ли не на камеру мобильного телефона. Всем известна популярность пользовательского видео, да взять хотя бы «Double rainbow».

Но это видео – чистый успех: KONY 2012 – 91 727 806 просмотров. Фильм снят Джейсоном Расселом в домашних условиях. Это не юмористический ролик, в нем нет скрытой рекламы, но актуальность изложенного материала принесла ролику колоссальный успех.

Следующий ролик – 12 236 376 просмотров!!! В нем авторы без малейшего смущения соединили все самое ужасное, существующее в дешевой рекламе. Актерская игра – просто отвратительна, сценарий – плох до безобразия, операторская работа – ниже всякой критики. Но все это, сложенное вместе, порождает своего рода шедевр. Ролик сразу стал популярным и попал во всевозможные рейтинги видных специалистов по рекламе.

В то же время сайт с вирусной тематикой должен быть выполнен мастерами. Если он будет напичкан «багами» и станет «глючить», то очень маловероятно, что на него будут заходить лишь из интереса. Так что здесь экономить не нужно.

Дэвид Мирман Скотт, американский эксперт в области онлайн-маркетинга, в своей статье «8 tips to make your YouTube video go viral» дает ряд профессиональных советов по созданию вирусных роликов, в частности, он пишет, что видео не должно длиться более двух минут (желательно меньше), советует снять серию аналогичных видео, а также тщательно поработать над его описанием и миниатюрой, которые обязаны завлекать зрителя.

Наконец, продукт создан. Шаг следующий – выброс в Сеть. Это очень важный этап (впрочем, неважных этапов нет). От того, насколько грамотно будет запущена реклама, зависит то, как она будет распространяться, как быстро она найдет (и найдет ли вообще) свою целевую аудиторию, не будет ли она забыта через пару дней. Особое внимание нужно уделить месту, где будет размещена реклама, особенно это касается видеороликов, ведь различные видеохостинги сильно различаются между собой по качеству аудитории.

Об этом и о многом другом говорит известный интернет-маркетолог Мэтт Катлер в своей статье «How to Make Your Online Video Go Viral». На первых порах у вас будет мало посещений, мало комментариев, мало просмотров. Посему необходимо продвигать свой продукт и работать с аудиторией. Для начала привлеките всех своих знакомых и близких друзей, кого можно и кого нельзя. Поместите ссылку на свою домашнюю страницу, на различных форумах, в социальных сетях, расскажите о своем видео всем в своем френд-листе и т.д. Кроме того, очень удачной идеей является привлечение блоггеров, особенно – известных.

После запуска рекламы важно постоянно работать со статистикой: отслеживать количество посещений, просмотров, комментариев и т.д. Благодаря этому мы сможем оценить эффективность рекламы, ее креативность. Вся суть вирусной рекламы заключается в том, чтобы пользователи сами распространяли ее дальше. Чем больше людей увидят ее – тем выше шанс того, что реклама найдет свою целевую аудиторию. Внимательно читайте комментарии – они помогут понять, в чем были ошибки и недочеты при создании ролика, общее настроение пользователей после просмотра видео. Ведь именно популярность среди пользователей делает вирусную рекламу вирусной! Чем большее распространение получит ролик, тем большую отдачу принесет вам ваша реклама.

Что касается вирусного видео, Мэтт Катлер все в той же статье «How to Make Your Online Video Go Viral» утверждает, что его успех закладывается именно в первые дни после запуска в сеть, а в первую неделю успешные продукты достигают 35% всех просмотров.

Вывод Как говорится, «реклама – двигатель прогресса». Без нее – никуда. Но как именно привлечь внимание потребителя? Современные маркетологи прочно намотали на ус принцип «сарафанного радио» и успешно применяют его на практике. Главное, чтобы реклама цепляла и вызывала у людей желание поделиться ею со всеми! Именно эта особенность делает обычную рекламу вирусной. А современные технологии лишь способствуют этому.

Ну, и пару слов об отечественных производителях вирусной рекламы.
К сожалению, на отечественном рынке редко можно встретить компанию, готовую создать вирусную рекламу именно в ее «вирусном» понимании. Но «лед тронулся» – уже есть украинские компании, которые могут предложить подобные услуги: AdverMedia, AmVitamin Group, TopVirus, My Duck's Vision, SEO Синтез и др. Эти компании занимают лидирующие позиции в поисковой выдаче по запросу «вирусная реклама». Пересматривать все сделанные ими вирусные ролики мы не будем [:)]. Для примера посмотрим лишь ролики от компании «My Duck's Vision», которая «замахнулась» даже на самого президента России, Д.А. Медведева.

Новогоднее обращение Д.А.Медведева 2012 (6 343 926 просмотров).
Скандальная правда о проекте McDonald's (5 555 715 просмотров).
Путин лапает избирательниц (12 493 714 просмотров) и много других.

И в заключение хотелось бы продемонстрировать десятку лучших вирусных видеороликов прошедшего 2011 года, по мнению гуру жанра Мэтта Смита, который является соучредителем и директором по стратегическому развитию лондонского рекламного агентства The Viral Factory.

VW – The Force
(53 779 077 просмотров)


DC Shoes – Gymkhana 4
(18 572 122 просмотра)


Ojai Valley Taxidermy – Chuck Testa
(12 236 376 просмотров)


Carlsberg – Cinema Biker Stunt
(11 403 948 просмотров)


Go Pro – HD Hero 2
(14 059 024 просмотра)


Dermablend – Go Beyond The Cover
(10 176 851 просмотр)


Planet Of The Apes – Ape with AK47
(22 753 329 просмотров)


Westfield – 100 Years/Style/East London
(4 800 757 просмотров)


Harvey Nichols – Walk of Shame
(887 553 просмотра)


T Mobile – Wedding Dance
(26 443 969 просмотров)

Что же касается лучших видео текущего года, то подводить итоги еще, разумеется, рано, тем не менее не могу не кинуть ссылку на этот ролик, который набрал 21 110 971 просмотр. Группа OK Go играет музыку собственным автомобилем. Получается настолько здорово, что забываешь о том, что это реклама Chevrolet.